Загадки "янтарной комнаты"

Ростовчанка первой начала восстанавливать "восьмое чудо света"
В давние времена над Землей кружили два Солнца. Увы, одно из них рассыпалось. Осколки упали в океан, волны которого с тех пор выносят на берег кусочки «солнечного камня». Люди называют его янтарем.

Красивая легенда. Но, если подумать, в ней есть что-то напоминающее историю создания, потери, а потом воссоздания знаменитой Царскосельской Янтарной комнаты.

...Живет в Ростове женщина, которая одна из первых поверила в возможность воссоздания знаменитой Комнаты. Больше того, именно она сделала первые реальные шаги в этом направлении.

Людмила Зайчикова в 1976 году работала директором Калининградского областного историко-художественного музея, в котором и решили создать Музей янтаря. Тем более, что в Кенигсберге до начала войны уже существовал такой. И именно сюда в 1942 году в Королевский дворец перевезена была первоначально немцами из Царского Села Янтарная комната. Но в конце войны все экспонаты музея исчезли. Сотрудники Калиниградского музея решили восполнить образовавшийся культурный пробел.

У одного из коллекционеров нашли книгу с фотографиями и рисунками отдельных предметов, выставлявшихся когда-то в Кенигсбергском музее. Несколько вещей из нее решили реконструировать. За помощью обратились к специалистам Ленинградского живописно-оформительского комбината.

«Нам повезло невероятно: за оформление взялся очень талантливый художник — Генрих Соломонович Хазацкий», — говорит Л.Г. Зайчикова.

Последовательно двигаясь, пришли к самонадеянной мысли: «А что если попытаться воссоздать некоторые панно из пропавшей Комнаты?».

Решили: будем воссоздавать Комнату сами в одну пятую от первоначальной величины.

Началась кропотливая исследовательская работа. В одном из архитектурных институтов нашлись негативы, снятые в Янтарной комнате. Но, вот досада, снимки черно-белые. Как по ним восстановить цветовой спектр солнечного камня, из которых были сложены детали Комнаты? Был предложен способ простой до гениальности. Из разных оттенков янтаря составили шкалу. Сделали с нее черно-белый снимок, и по нему уже подбирали оттенки янтаря, сравнивая с негативами.

Или вот еще какая сложность. По своей природной текстуре янтарь, что называется, «мыльный». Но опытные мастера прошлого умудрялись его как-то «старить», изменять цвет, придавать камню прозрачность. Первоисточники отсылали к таинственной траве алкана. Ее так и не нашли. Стали экспериментировать сами — облучать янтарь, варить в кислотах.

На все, включая и опыты, нужны были деньги, за которыми Зайчикова шла в облисполком — к «культурному» куратору. Деньги давали. Но однажды, когда Зайчикова в очередной раз пришла за крупной суммой, сказали: «Ну что вы все время за счет областных средств выезжаете?! Может, обратиться и в Министерство культуры РСФСР?». Зайчикова написала в Министерство письмо. Очень скоро позвонили из Москвы: «Что вы там делаете такое, на завершение которого требуется аж 500 тысяч рублей? Привезите. Покажите». Повезли в Министерство культуры РСФСР все, что успели сотворить из янтаря: и живописное панно, и два фрагмента, изготовленных в натуральную величину — «Поющие трубы» и «Огненные стрелы», и отдельные резные детали. Им выделили под экспозицию зал, в котором обычно проводились совещания. Он находился рядом с кабинетом министра Юрия Мелентьева. И тот в течение десяти дней, пока принималось решение относительно финансирования калининградской затеи, водил туда гостей.

Потом Зайчикова вернулась в Калининград, художники — в Ленинград в свой комбинат, где продолжили работы. Через некоторое время звонит Лидии Григорьевне Хазацкий: «Приказано выставить все, подготовить к визиту на комбинат первого секретаря Ленинградского обкома партии Романова».

Оказалось, министр при встрече проговорился тому: «Молодцы ваши мастера — Янтарную комнату для Калининградского музея восстанавливают». Это беседа оказалась роковой для Калининграда. Больше Романов Янтарную комнату из Ленинграда не выпускал. Разве что однажды: в Париж на выставку реставрационных работ.

«А мне потом долго пришлось просить ленинградцев вернуть затраченные нами деньги, — говорит Зайчикова. — Вскоре наша семья уехала из Калининграда на родину мужа в Ростов-на-Дону. Но когда услышала, что к 300-летию Санкт-Петербурга восстановлена Янтарная комната, всколыхнулись былые воспоминания. Захотелось пройтись по Екатерининскому дворцу. Встретиться с Хазацким, имя которого, кстати, отчего-то не упоминается нигде в прессе. Подумать вместе с ним, как начатое нами дело отозвалось спустя десятилетия грандиозным событием — полным восстановлением Янтарной комнаты».

Седьмая столица

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/science/19/95/380/10433_amber.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру