Молитва как разговор с другом

Что общего между исполнением ежедневных религиозных молитв и живым общением с хорошими друзьями? Очень многое, утверждает датский нейролог Уффе Шйодт, который при помощи магнитно-резонансной томографии исследовал умственную активность ряда повседневных видов деятельности. Результат, по словам ученого, его не удивил – в молитве нет ничего мистического, она очень похожа на разговор с другим человеком.

Шйодт и его коллеги из Университета Аартуса предложили группе добровольцев совершить две задачи – одну религиозную, вторую нет. Сначала всем участникам эксперимента было предложено помолиться, прочитав каноническое рифмованное обращение к богу про себя. При этом была зафиксирована активность отделов головного мозга, отвечающих за пересказ и повторение.

Во втором задании участники опытов должны были обратиться мысленно со своими пожеланиями к богу, а затем - к вымышленному персонажу, на роль которого лучше всего подошел Санта-Клаус. Использованные в этом случае функции мозга имели отношение к общению, при помощи которых человек реализует свою способность к коммуникациям.

Это задание полностью подтвердило положения теории разума. В соответствии с ней, человек при общении с собеседником всегда помнит (сознательно или подсознательно) о том, что тот может иметь собственные мотивации и цели. Именно эти предупреждающие механизмы оказались включены в мозгу подопытных при проведении второй части эксперимента.

Два из активирующихся разделов головного мозга отвечают за изъявление желания на конкретную реакцию собеседника и сравнением его с действительным ответом. Кроме того, задействуется часть префронтального кортекса, которая пытается предугадывать намерения оппонента. Начинается реакция и в механизмах мозга, отвечающих за связь с воспоминаниями. Так происходит каждый раз, когда человек встречает знакомого и пытается его идентифицировать.

Префронтальный кортекс является ключевым камнем всей теории разума. В этом отношении критически важно, что этот раздел мозга в большей степени оставался неактивным при обращении к Санте, и начинал возбуждаться при молитве. Результат показывает, что все испытуемые были уверены в том, что Санта-Клаус является вымышленным персонажем, а бог – реальной личностью.

Предыдущие исследования показали, что префрональный кортекс не реагирует на взаимодействие с неживыми объектами, такими как персонажи компьютерных игр. «Мозг не активирует эти свои отделы, потому что не видит признаков взаимного общения, а также не верит в существование у компьютера личных намерений», - утверждает Шйодт. Вместе тем, уверен профессор, верующие обращаются с молитвой, как если бы они ходатайствовали перед хорошо знакомым им человеком.

Сделанное датчанами открытие, скорее всего, станет аргументом в споре атеистов и верующих, причем им будут пользоваться обе стороны. Первые скажут, что это доказательство иллюзорности бога, вторые же будут утверждать, что способность человека воспринимать бога как реальность, есть самое главное доказательство веры.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить