Российское оружие завоевывает Бразилию

Россия прорвалась на прежде закрытый для нее бразильский оружейный рынок, оцениваемый ежегодно в миллиарды долларов. Впервые мы выполняем контракт на поставку в эту страну партии ударных вертолетов. На кону еще более «жирный кусок» – более 100 истребителей. Столь позитивные изменения произошли во многом благодаря тому, что Российская Федерация провела, так сказать, работу над ошибками по прошлым неудачам.

Россия может победить в тендере на поставку Бразилии более 100 боевых истребителей классификации F-X BR. Нашими главными конкурентами выступают США, Франция и Швеция. Бразильская пресса пишет, что главными фаворитами являются не «хозяева» бразильского оружейного рынка французы с их Rafale , а американцы с F-16 фирмы Lockheed Martin и россияне с Су-35.

Логика бразильцев такова: в последнее время ведущие страны региона закупили истребители именно этих производителей: Венесуэла – Су, а Чили – F -16. И чтобы самой большой державе континента не утратить свое влияние, необходимо обзавестись не уступающими им самолетами. И в этом смысле сверхманевренный многофункциональный Су-35 имеет все шансы обойти американский F -16.

Правда, в октябре 2008 г. пришло известие, что мы проиграли истребительный тендер. Причиной было нежелание Москвы передавать бразильцам лицензию на производство. А они обычно работают с поставщиками вооружений именно по такой схеме. Тем более что американцы и французы были готовы на все для подписания контракта на сумму свыше 4 млрд долларов.

Но прошло полгода, и мнение бразильцев изменилось. Во-первых, этому содействовал личный визит в страну Дмитрия Медведева. Во-вторых, мы провели «работу над ошибками», пересмотрев прежнее нежелание продавать за рубеж новые технологии.

Так, 1-й заместитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Александр Фомин заметил: «У тендера есть жесткое условие. Не только продажа самолетов, но и передача технологий. На это готова Россия». По его словам, это может выражаться в «участии интеллектом, в обучении, передаче инноваций, технологий и др.» Видимо, окончательно судьба контракта решится на открывающейся 14 апреля в Рио-де-Жанейро международной латиноамериканской выставке авиационных и оборонных систем «ЛААД-2009».

Впрочем, о победе говорить еще рано. Не исключено, что бразильская пресса сознательно отводит внимание от традиционных французских фаворитов. Или, наоборот, стремится таким вот образом заставить последних пойти на более выгодные условия.

А шансы на успех у России есть потому, что накануне она уже открыла для себя прежде закрытый бразильский оружейный рынок. В начале 2010 г. Москва поставит туда партию из 12 ударных вертолетов огневой поддержки Ми-35М общей стоимостью 150 млн долларов.

Этот контракт был подписан еще в декабре 2008 г. во время визита в Бразилию президента России. Показательно, что бразильская сторона сама инициировала покупку российской боевой техники, предпочтя Ми-35М европейским вертолетам консорциума «Еврокоптер» (машина AS-665 «Тигр») и итальянской компании «Агуста/Уэстленд» (машина A-129 «Мангуста»).

Российский вертолет Ми-35М по своим характеристикам и боевым возможностям превосходит зарубежные аналоги. Глава ФС ВТС Александр Фомин особо подчеркнул «живучесть вертолета при ведении боевых действий». Но не последнюю роль сыграло то, что стоимость российского вертолета была на 4 млн долларов меньше западных конкурентов.

Конечно, Москве хотелось бы получить столь крупный контракт. Но получится ли? В своем комментарии «Правде.Ру» 1-й вице-президент Константин Сивков заметил: «Перспективы у наших производителей большие. Особенно если мы учтем уроки сорванных контрактов с Алжиром и Индией и будем поставлять качественную технику. На сегодняшний день в мировом авиастроении лидируют лишь две страны – США и Россия.

В свою очередь, наши истребители превосходят конкурентов по аэродинамике и вооружению, и они дешевле их. Но закупка вооружений – не столько экономический, сколько политический фактор, поскольку в этом случае страна-покупатель привязывается к поставщику. И это важнее, чем просто финансовые выгоды. Но чтобы наша оборонка была на плаву, необходимо не забывать тех, кто проектирует тут самую технику и производит ее».

Понятно, что имеется в виду. К сожалению, какие бы контракты мы ни заключали, наши инженеры, конструкторы и рабочие продолжают влачить более чем скромное существование. Которое, естественно, не способно привлечь молодую смену. И как бы не оказаться в такой ситуации, когда лучшую в мире военную технику некому будет производить.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить