Клады, которых не было

Месяц назад сначала южнокорейские, а с их подачи и российские СМИ распространили сенсационную новость: возле острова Уллындо (вблизи Корейского полуострова) найден затонувший во время русско-японской войны крейсер "Дмитрий Донской", в трюмах которого находится огромный груз золотых слитков, измеряемый чуть ли не миллиардами долларов. Редкая газета в России и в Южной Корее не взбудоражила этим сообщением умы своих читателей.

Репортеры даже сообщили о том, что уже готовится специальная экспедиция, для организации которой сразу нашлись мощные финансовые источники. Между тем, по мнению нашего постоянного автора, известного знатока истории Дальнего Востока Юрия ФИЛАТОВА, в этот раз (а в кладоискательстве это происходит в 99 случаях из 100) любители приключений наткнутся на пустышку...

Клады привлекали людей всегда. Их искали и в гробницах фараонов, и в замках крестоносцев, и в пещерах Жигулевских гор. Но больше всего доверия внушают людям сокровища погибших кораблей. Узнав у Жюля Верна о сокровищах галеонов бухты Виго, любители начинают обшаривать дно близлежащего пруда.

Еще больший азарт вызывают телевизионные сообщения о найденных документах, свидетельствующих о наличии золота на корабле, лежащем на дне моря. Сразу же создаются компании по поиску корабля, по подъему сокровищ.

Примером тому может служить создание в 1915 году проходимцем Беньямином Ливиттом "Компании Ливитта по подъему золота с "Лузитании". В рекламных проспектах говорилось: "Мы поднимаем золото с "Лузитании". В кладовой судна пять миллионов долларов чистого золота. Нами установлено, что помимо этой суммы в сейфе судового казначея хранится один миллион долларов в виде бумажных денег и брильянтов. С нашим водолазным костюмом поднять золото очень легко. Средняя прибыль вкладчиков составит 20:1. Присоединяйтесь, и ваше имя войдет в анналы истории". Акции стоимостью 5 долларов за штуку расходились как блины на Масленицу. В самый короткий срок в руках Ливитта и его помощников оказались десятки миллионов. Для придания солидности Ливитт арендовал старую деревянную шхуну "Блейкли", владельцу которой обещали заплатить 10 000 долларов, но из золота, поднятого с "Лузитании". А дотошные журналисты выяснили, что никакого золота на погибшем пароходе не было. И точное место гибели его никому неизвестно. Но Ливитт с миллионами к тому времени успел исчезнуть. Сама "Лузитания" была найдена через 20 лет, в 1935 году, английским спасательным судном "Орфир".

То же самое можно сказать о золоте, якобы хранящемся в трюмах крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры "Дмитрий Донской", сумевшего вырваться из Цусимского боя, но до Владивостока не дошедшего.

Старый (построенный в 1883 году как броненосный фрегат) тихоходный (предельная скорость 16 узлов), переведенный в крейсера II ранга "Дмитрий Донской" был включен в состав эскадры только для охраны транспортов. В бою броненосцев корабль не участвовал, но попал под обстрел тяжелых крейсеров. Огрызаясь от японских миноносцев огнем из своих шести 6-дюймовок (у "Варяга" таких было 12), крейсер сумел проскочить через Корейский пролив в Японское море. По пути его команде пришлось участвовать в перегрузке адмирала Рожественского с контрминоносца "Грозный" на контрминоносец "Бедовый", принять к себе на борт более 200 моряков с погибшего броненосца "Ослябя", потом, во время перехода, принять еще моряков "Буйного" и топить его. На все это ушло более 5 часов.

Рыскавшая в море в поисках русских эскадра адмирала Уриу у острова Дожелет все же настигла русский крейсер. Умело маневрируя, тяжелораненый командир корабля капитан I ранга Лебедев сумел укрыться в тени острова у одной из бухт. Команды "Донского", "Осляби" и "Буйного" были переправлены на берег.

Содержимое судовой кассы распределили между спасшимися. Несколько матросов под командованием старшего офицера капитана II ранга Блохина отвели на остатках пара в котлах корабль на полторы мили к востоку от острова и открыли кингстоны. В наглухо задраенной кают-компании остались только тела погибших в бою. Точка затопления крейсера была нанесена на карты, как русские, так, естественно, и японские.

А теперь поговорим о появившейся на радио и телевидении информации. Во-первых, нигде, никто и никогда золотом ни за что не платит. Платят только деньгами, а золото — это товар, который иногда передают в банк в обеспечение займа. Его перевозят во время войны на боевых кораблях, но никогда на судне, идущем в бой. Корабль с таким грузом всегда выбирает дорогу подальше от войны и идет прямиком в страну, где находится банк займодателя.

Во-вторых, эскадре, планирующей закупки в иностранных портах, конечно, выдается некоторая сумма в свободно конвертируемой валюте, например в английских фунтах, но она распределяется между судами эскадры и бывает весьма незначительна. За все время похода командир эскадренного броненосца получил чуть больше 1500 фунтов стерлингов. Основной расчет с поставщиками велся ее командованием через посреднические конторы, а им просто выдавались расписки или банковские чеки.

Золота в виде слитков на крейсере "Дмитрий Донской" не могло быть никогда и вот почему. Крейсер шел во Владивосток, надежно связанный с Россией железной дорогой, и отправлять золотые слитки на нем не было никакой необходимости. Слух о золоте на "Дмитрии Донском", как и разговоры "о золоте Колчака" и многие им подобные, относится к числу легенд, и его хотят найти все, кроме правительства тех стран, которым оно принадлежало. Вспомните легенду о золоте на английском пароходе "Черный принц", погибшем в Балаклавской бухте во время Крымской войны. Его искали все, кроме англичан.

Искателей сокровищ не смущало даже то, что парохода с таким названием в английской эскадре вообще не было. Был просто пароход "Принц", который должен был доставить в Крым 60000 соверенов командованию английского экспедиционного корпуса. Это золото и искали на дне Балаклавской бухты. А в Лондонском банке хранилось донесение английского резидента в Стамбуле Джона Вильяма Смита: "Вместе с судном "Принц" пришла накладная на шестьдесят тысяч соверенов (соверен — золотая монета достоинством 1 фунт стерлингов). И хотя я не имел специального приказания в отношении распоряжения этими деньгами, тем не менее я взял на себя ответственность выгрузить их утром в воскресенье в Константинополе и таким образом спас их".

Правда, это сообщение англичане хотя и не засекретили, но до сведения мировой общественности не довели. Потому и погорели на поисках этих соверенов многие. В том числе и японцы.

А вот желающих поднять со дна Уссурийского залива остатки пароходика "Варягин", в трюме которого, по сообщению нынешних газет, везли в Шкотово несметные сокровища, почему-то не появилось, хотя глубины там считают на метры. Просто знали в то время горожане, что вез пароходик.

О "золоте Колчака" и говорить нечего. О нем не говорил только ленивый. В нашем городе жаждущие обогатить себя и родину искали его на чердаках и в подвалах от Улисса до Второй Речки, в Сибири от Иркутска до Владивостока, а также и в Монголии.

Жаль, но почему-то кладоискателей совершенно не интересует исчезнувшее золото чжурчжэней. А зря. Тайны и романтики здесь гораздо больше, и тайга, где его можно поискать, всегда под боком.

Желающие, конечно, могут попытать свое счастье в поисках золота на "Дмитрии Донском", но они должны помнить одно. На подобного рода любителей сокровищ не распространяется действие евангельской заповеди "Просите, и дано будет вам; ищите и обрящете". В этих случаях, как правило, больше теряют, чем находят.

Юрий Филатов, специально для "В"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить