Мы ждем новую войну

О том, что происходит сегодня в Чечне, нашему агентству рассказал бывший пресс-секретарь Временного Совета Чечни, бывший руководитель отдела печати и информации администрации г. Грозного Руслан Магомедович Мартагов.

На сегодняшний день ситуацию в Чечне характеризуют два взаимоисключающих и антагонистичных по своей сути факта: с одной стороны, это итоги проведенного референдума, а с другой стороны, концентрация власти в руках у Кадырова и продолжающаяся ее криминализация. Прошедший референдум со всей очевидностью показал, что 96% населения не отождествляет себя с сепаратистами, тем более с элементами клерикального экстремизма, называемого «ваххабизм». Таким образом, можно говорить, что чеченская общественность расколота на два лагеря, причем большинство – хочет мира, а во главе республики был поставлен человек, который чужд этим убеждениям. Говоря иначе, получается, что власть сделала ставку на криминальные элементы, и сделана это сознательно. 

Сегодня, на 4 году пребывания этого человека у власти, причем речь идет не столько о личности, сколько о тенденции и о том, что происходит сегодня, сбылись и продолжают сбываться самые мрачные прогнозы развития ситуации в Чеченской республике. Напомню, что все слои населения Чечни были против назначения Кадырова, но никто никого не слушал. В результате, конфликт не затихает, а совсем наоборот, и сейчас уже сложно поспорить с тем, что в последний год количество террористических вылазок увеличилось, причем террористы все активнее расползаются за пределы Чечни. Обо всем этом уже не раз говорилось, как говорилось и то, что сохранение существующего в республике режима есть не что иное, как прямая подпитка террористов. 

Назначение Кадырова, в свое время, не без участия ведомства Ястржембского, объяснялось тем, что такой шаг будет способствовать установлению мира, что боевики услышат, что муфтий стал главой, и они толпами побегут сдавать оружие. Что получилось, мы знаем. В самом обществе назначение Кадырова окончательно утвердило мнение о том, что все эти войны и весь этот конфликт – регулируемы из центра, а непосредственная организация конфликта осуществлялась вовсе не из каких-то международных центров, хотя они тоже в нем были задействованы, а из Москвы. 

Что будет дальше в Чечне? На сегодняшний день мы ждем новую войну. Полагаю, никому не надо объяснять, что это означает для государства в целом и для каждого из нас. Утверждает нас в этой мысли то, что, несмотря на то, что в Чечне есть социальный слой, опираясь на который можно проводить нормальную политику, власть продолжает опираться именно на криминальное меньшинство. Кроме того, в настоящее время ни в одном выступлении Кадырова не было сказано ни одного слова о раскаянии за то, чем он занимался с 1991 по 1998 год. Вместо этого все чаще в Чечне звучат слова о том, что если Россия не выполнит какие-то свои обязательства, а понимать, вероятно, это надо как то, что не оставит Кадырова у власти, то чеченцам ничего больше не остается, как взяться за оружие. 

Настораживает и тот факт, что привысокой концентрации вооруженных сил, которые собрались на территории Чечни, создается своего рода преторианская гвардия для Кадырова, которая финансируется и вооружается. Подобное уже было, когда вооружали Дудаева и Масхадова, но мы не учимся на своих ошибках. Чтобы иметь лучшее представление о состоянии этой гвардии, можно судить по следующему примеру. 4 июня силами ФСБ проводилась операция в пригороде Грозного по задержанию бандитов, которые находились в федеральном розыске, в том числе по подозрениям в причастности к похищениям и убийствам людей. Среди них был некий Иран. ФСБ его берет. 5 июня подразделение Кадырова под руководства М.Байсарова делает засаду на трассе в Грозный. 

Кстати, засада – это не то слово, потому что они не скрывались и не скрываются. Останавливают машину, в которой едет полковник Ушаков, начальник Наурского отдела ФСБ, принимавший участие в задержании Ирана, и с ним два офицера. Люди Байсарова их привозят на место своей дислокации, избивают, в результате чего один из офицеров был доставлен в больницу с повреждением позвоночника и до сих пор там находится. 6 июня полковника Ушакова везут в Грозный, где в районе 21 поста ему удается выскочить из машины. Тех же двоих офицеров, которые сопровождали его, обменивают на того самого Ирана, которого задержали 4 июня, а также на то, чтобы изменить меру пресечения сыну Кадырова. Думаете, какие-то выводы были сделаны? 

На сегодняшний день эта «гвардия» составляет уже 4 тысячи. Всего в подчинение Кадырова планируется передать 6 тысяч вооруженных человек. По сути, это уже целая группировка, которая абсолютно не связана с государственным институтом, на службе которого они якобы состоят. В лице Кадырова фактически готов новый Масхадов, как готова и финансовая ситуация – поступают деньги из федерального центра на восстановление Чечни, но они расходуются не по назначению. Помните, как в 1996 г., когда нам всем говорили, что якобы боевики взяли и захватили Грозный? Случилось это не потому, что там была слабая федеральная группировка, а потому, что деньги шли не туда и не на то. 

Сегодня уже известно, что от суммы, выделенной на восстановление Чечни, до республики доходит максимум 20%. Остальные деньги остаются в Москве, и где они крутятся – не известно. По линии военного ведомства идет массовое хищение оружия и продажа не только в Чечне, но и по всей России, а списывается это все на Чечню. Для того чтобы все это скрыть, по предварительным подсчетам некоторых экспертов, в сентябре начинается новая волна конфликта, а задекларированная сумма снимается со счетов. Согласитесь, что это выглядит очень красиво, и ни Счетная палата, ни кто-либо другой не подкопается. К сожалению, в этой ситуации мы ничего не можем сделать, только говорить об этом и привлекать внимание к этой проблеме. Еще одну войну наше государство не выдержит, и в первую очередь чеченский народ.

МиК

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/87/344/10481_chechnya.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы