Зритель идет в театр за решениями

Понятие драматического театра сегодня так широко, что трудно заранее понять, куда идти за весельем, а куда за слезами. Выбор велик, и названия одно другого лучше. Растеряться немудрено и завсегдатаям, что уж говорить о случайном прохожем. С другой стороны, и театрам непросто сделать свой выбор. Конечно, можно потешить режиссерское самолюбие на государственные средства, но очередь в кассу все равно не нарисуешь, а это – показатель, по которому оценивают театр.

Современной публике сложно угодить. В амфитеатре сплошь домохозяйки. «Они обожают красавца-мужчину и красавицу-женщину; им нравится видеть их обоих модно одетыми, в изысканной праздности, на фоне элегантных гостиных и увядающих садов, влюбленными, но влюбленными сентиментально и романтично.

Все это безнадежно скучно зрителям партера, где места покупаются людьми, у которых есть собственные костюмы и гостиные и которые знают, что это всего-навсего маскарад, где нет никакой романтики…» А на балконе и вовсе прогрессивная молодежь – им «новую драму» бы! «При таком разнообразии публики невозможно удовлетворить каждого отдельного зрителя одним и тем же зрелищем! Ведь в этом царстве бесконечных причуд, что здорово для одного - отрава для другого и предмет вожделений одного возраста другому омерзителен». Так сказал еще в 1900 году сам Бернард Шоу.

В театре на Малой Бронной решили пойти универсальным путем: поставить спектакль-трансформацию «всего во все». Первым таким опытом стали «Плутни Скапена» (режиссер Сергей Голомазов), которые уже второй сезон пользуются непременным зрительским успехом. Текст Мольера актуален и понятен: с одной стороны - семейные ценности, с другой - обаятельный Жеронт (Виктор Лакирев) прячет вторую семью.

А Скапен (Александр Никулин) и помочь всем сумел, и от налогов ушел, и за обиды отомстил, и связи полезные сохранил.

Зритель идет в театр за решениями
Зритель идет в театр за решениями
С театральной сцены герой пьесы ставит перед зрителем насущные для него вопросы, воспроизводит жизненные ситуации и немного погодя дает ответы на них, демонстрируя конкретные пути разрешения жизненных проблем. И вот и очередь у кассы - стоит, пожалуй, именно за решениями.

Только это уже на «LIBERTIN»! Так на Малой Бронной назвали спектакль по пьесе Э.Шмитта «Распутник», что о проблемах известного в XVIII веке философа. Дени Дидро (Иван Шабалтас), оказывается, стопроцентный герой нашего времени. В нем сидит мужская мечта о счастье в свободной любви, которую он с энтузиазмом проповедует всем, включая жену и взрослую дочь. Что бы не сказал Дидро - о женщинах, о семье, об абсурдности брака - все выходит удивительно злободневно!

И « LIBERTIN », и «Плутни Скапена» - спектакли без политики и скандального подтекста. Но еще Эмерсон говорил о том, что «человек - это то, о чем он думает в течение дня». И после нелегкого дня пусть вечер в театре оградит человека от проблем и тревожных мыслей.

Может, этот эффект театра и объясняет повышенный интерес к новой постановке худрука Малой Бронной С. Голомазова «Хроники доктора Прентиса, или концерт для белых трубочистов». В перевернутом с ног на голову мире психбольницы, где происходит действие, доктор Прентис (Дмитрий Цурский) пытается соблазнить молодую секретаршу. Его жена (Татьяна Кречетова) появляется весьма некстати.

Все заканчивается переодеваниями, пальбой из пистолетов и хеппи-эндом в духе бразильских сериалов. Безумным героям аккомпанирует не менее безумный оркестр «белых трубочистов». И ни одного хмурого лица в зале! И все билеты проданы!

Театр в Москве сегодня – это, безусловно, «искусство + бизнес». Не театры создавали себе такие условия и не им одним быть в ответе. Но есть показатель успешности и процветания – очередь в кассу. И с этим показателем не поспоришь.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы театр