Сомалийское пиратство не удается вздернуть на рее

Сомалийские пираты, несмотря на десятки посланных против них боевых кораблей разных стран, продолжают захватывать суда. Существуют опасения, что услугами морских разбойников воспользуются террористы, чтобы нанести тяжелый урон мировой экономике.

Сегодня в водах полуострова Сомали находятся боевые суда НАТО, Китая, Японии, Индии и России. Но справиться с пиратами все же не удается. Только 22 марта морские разбойники четыре раза пытались захватить корабли. Одна из этих попыток, в отношении индийского судна, увенчалась успехом.

Читайте: Сомалийские пираты выполняют заказ могущественных сил .

В 2008 году у берегов Сомали произошло 120 пиратских нападений. В 36 случаях они увенчались успехом. Особенно громкими были атаки на саудовский танкер с 2 млн баррелей нефти и украинский сухогруз «Фаина» с грузом оружия. В итоге разбойники выручили за прошлый год около 150 млн долларов. В настоящее время в плену удерживаются минимум 14 судов и 260 членов их экипажей.

Почему, несмотря на, казалось бы, серьезное противодействие мирового сообщества, продолжается эта вакханалия? Главная причина в том, что в Сомали нет централизованной власти, которая могла бы самостоятельно или хотя бы совместно с зарубежными военно-морскими силами обезвредить бандитов.

Переходное Федеральное правительство контролирует лишь занимаемые им кабинеты. После того как в 1991 году был свергнут президент, разразилась гражданская война и страна развалилась на куски. Самые крупные государственные образования – Пунтленд (провозгласивший себя автономией и поддерживающий Переходное федеральное Правительство) и независимый Сомалиленд.

Кроме того, количество проходящих мимо сомалийских берегов торговых кораблей настолько велико, что отконвоировать каждый из них невозможно. А еще пираты очень мобильны. Они используют быстроходные катера и нередко маскируются под рыбаков. Бандиты отлично знают местность и умело скрываются от мощного, но неуклюжего противника.

Читайте: Операция НАТО против пиратов рискует провалиться .

Покончить с ними можно, лишь оккупировав прибрежные районы, откуда совершаются налеты. США уже пробовали это сделать в 1993 году, но потерпели поражение и ретировались. Неудивительно, что НАТО в ноябре 2008-го отказал в просьбе организации грузоперевозчиков «блокировать Сомали».

Еще одна важная причина, мешающая, образно выражаясь, вздернуть пиратов на рее, – отсутствие эффективной законодательной базы. ООН разрешила военным кораблям входить в территориальные воды Сомали и «применять силу в необходимом масштабе». Но статья 110 Конвенции ООН по морскому праву запрещает открывать огонь по пиратам без их предварительного досмотра.

Или еще например. По законам США пиратство карается пожизненным заключением. Но лишь в том случае, если было нападение на американский корабль. Что делать, если пираты напали на судно другой страны?

Вроде бы, с морским разбоем покончили еще в XIX веке. Тогда пойманных пиратов вешали на реях. Еще Цицерон писал, что с захваченными «врагами рода человеческого пиратами следует поступать соответственно». Раньше было так, а сейчас …

Например, британский МИД предупредил своих моряков, чтобы они ни в коем случае не брали «рыцарей абордажного крюка» в плен, ведь до решения суда их придется держать в комфортабельных английских тюрьмах на казенных харчах.

Некоторые государства практикует выдачу пиратов властям тех стран, где они совершали свои действия. Однако нет никакой гарантии, что товарищи-бандиты не выкупят их.

Главный стимул к существованию пиратства - ужасающая бедность, царящая в Сомали, а также то, что похитителям исправно выплачивают выкуп. И ясно, что пока это будет продолжаться, вряд ли захватам иностранных кораблей настанет конец.

Однако нельзя сказать, что принятое мировым сообществом боевое охранение оказалось совсем неэффективным. К примеру, в результате начавшихся в декабре прошлого года операций в Аденском заливе ВМС Франции уже арестовали 57 пиратов. Все они ждут суда во французской тюрьме. А в целом, если раньше захватом заканчивалось каждое второе или третье нападение пиратов, то теперь – лишь каждое десятое.

Но не должно быть, ясное дело, ни одного. Тем более что по морю вдоль сомалийских берегов перевозят почти треть добываемой во всем мире нефти. И никто не может дать гарантий, что завтра террористы не используют сомалийских пиратов для уничтожения супер-танкеров. А это может нанести колоссальный урон мировой экономике.

О важнейших международных событиях читайте в разделе "Мир" на "Правде.Ру" .

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы нефть
Обсудить