Норвежско-рыбная война против России

Норвегия продолжает против России «рыбную» войну. За неполных три месяца 2009 г. ее корабли четырежды подвергались недружественным действиям с норвежской стороны. Причина в том, что Осло пытается сохранить за собой рыбную монополию в регионе, а также застолбить богатые газовые месторождения.

Вечером 19 марта береговая охрана Норвегии задержала российский траулер «Порфирий Чанчибадзе». На другой день он был отконвоирован в норвежский порт Харстад. Таким образом, за неполных 3 месяца 2009 г. норвежцы покусились на четыре корабля из России. Всего же за это время произошло 5 инцидентов с участием наших судов. Напомним, что за весь прошлый год подобное случалось всего 4 раза.

Ранее за незаконный лов рыбы арестовывали траулеры «Петр Петров», «Павел Батов» и «Проект». Кроме того, под арестом целую неделю простоял сухогруз «Механик Тюленев», команду которого власти Норвегии подозревали в столкновении с норвежской шхуной «Марина», и она в результате затонула. Но российское судно отпустили за отсутствием улик.

Читайте: Российский газ обойдёт Украину по Крайнему Северу .

По словам представителя местной полиции Стеффена Равносена, капитан «Порфирия Чанчибадзе», войдя в зону рыбной ловли у острова Варде, должен был сообщить о начале промысла. И якобы 90 тонн рыбы на сумму 15000 евро были выловлены незаконно. Суд над «Порфирием» состоится 12–13 мая. Обычно у норвежцев дело ограничивается штрафами от 2000 до 21000 евро, а также конфискацией улова.

Особенно часто инциденты происходят в районе архипелага Шпицберген, расположенного в Северном Ледовитом океане. У него особый статус, по которому и Осло, и Москва имеют право на ведение там хозяйственной деятельности, в том числе на добычу угля и рыбную ловлю.

Россия имеет на острове Западный Шпицберген населенный пункт – город Баренцбург. На архипелаге действуют два официальных языка, норвежский и русский, причем россиянам виза для его посещения не нужна. На Шпицбергене Россия добывает уголь, там находятся рыбопромысловые районы. Существовало правило, по которому в российской экономической зоне рыбаки ловят рыбу по российским правилам. Соответственно, в норвежской – по норвежским.

Читайте: ВМФ встал на защиту российских интересов в Арктике .

Однако к 2008 г. ситуация сложилась настолько острая, что Россия вынуждена была направить на Шпицберген свои боевые корабли. Эти действия находились в строгом соответствии с международным правом, включая конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.

Напомним, что в 1977 г. в нарушение предыдущих соглашений норвежская сторона объявила 200-мильную территорию вокруг архипелага зоной исключительной экономической деятельности Норвегии, хотя она на это не имела права.

Дело в том, что по Парижскому договору 1920 г. Шпицберген был отдан под юрисдикцию Норвегии, вокруг была определена трехмильная зона, где для сохранения морских биоресурсов Осло мог вводить ограничения. Поэтому расширение ее до 200 миль Советский Союз, а потом и Россия не признали.

В результате подобная новация не только сильно затрудняет работу российских рыбаков, но и вызывает регулярные инциденты. Особенно нашумевшей была история, произошедшая в 2006 г. с траулером «Электрон», который также пытались задержать, но он вырвался от норвежцев с «боем», увозя на своем борту в качестве «трофеев» норвежских инспекторов.

Показательно, что маленькую Норвегию не смущает при этом, что задерживаемые ею корабли принадлежат куда большей во всех отношениях России. Одна из причин в том, что за спиной Норвегии стоит НАТО, членом которого она является. Но главное даже не в этом. А в том, что рыба является одним из основных экспортных товаров страны.

Россия же по итогам 2008 г. возглавила список импортеров морепродуктов из Норвегии, доведя соответствующий показатель (включая, в частности, сельдь) почти до 600 миллионов долларов. Всего же норвежский экспорт морепродуктов (в основном треска, норвежская семга, сельдь и форель) идет в 98 стран мира, и общая его сумма составляет 6 миллиардов долларов. И, разумеется, норвежцы ни с кем не хотят делиться своим богатством.

Однако спор ведется не только за рыбу, но и за газ. Дискуссионная по своей принадлежности зона арктического шельфа, с найденными там богатейшими запасами углеводородного сырья, составляет 155 тысяч квадратных километров.

Чтобы избежать повторения инцидентов, связанных с задержанием ее судов, России, с одной стороны, нужно наращивать дипломатические усилия. С другой, - учитывая растущую значимость арктических ресурсов - укреплять свой Военно-морской флот.

О важнейших международных событиях читайте в разделе "Мир" на "Правде.Ру" .

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить