Интимные командировки сохраняют зверям жизнь

Весна – пора любви не только у людей. В зоопарках мира с наступлением марта открывается "трансферное окно", самые активные самцы отправляются в брачные командировки. Сотрудники Московского зоопарка снаряжают в дальний путь белого медведя по кличке Норд, которому предстоит осчастливить двух медведиц в Таллинском зоопарке.

Это может показаться забавным только со стороны, а на самом деле - решается глобальная задача сохранения исчезающих видов. Ради нее около тысячи зоопарков планеты создали всемирную сеть под эгидой Международного союза охраны природы. Обмен ценными "кадрами" - целая стратегия. "Чтобы защититься от "затаившегося охотника" - родственного спаривания, зоопарку больше нельзя довольствоваться скрещиванием несколько особей, находящихся в его ведении", - твердят специалисты. Но в условиях кризиса расширение ассортимента живности большинству зоопарков не по карману, поэтому приходится меняться.

Естественные процессы за решеткой вольера не всегда протекают гладко, а иногда и вовсе не протекают. Например, разнополых гепардов вообще нельзя держать в одном загоне, потому что в природе самец контактирует с самкой только в краткий период ее фертильности, о котором он узнает по запаху. А если общение непрерывное, то взаимный интерес затухает. Зато для фламинго необходимо совместное проживание, причем в стае, которую не вместит ни один вольер в мире. Хитро решили эту проблему англичане. Они "удвоили" стаю, закрепив на стене огромное зеркало.

Десять лет назад в Московский зоопарк из Европы привезли 20-летнего самца орангутана. Он прибыл в Россию с одной целью – осчастливить томившуюся в одиночестве 14-летнюю самку. Задача носила стратегический характер: орангутаны обитают исключительно на островах Индонезии и насчитывает всего 5 тыс. особей, поэтому во многих зоопарках мира стараются во что бы то ни стало получить жизнеспособное потомство.

Но заниматься сводничеством в данном случае - дело непростое. Крупные обезьяны, проникнувшись взаимной неприязнью, могут подраться и искалечить друг друга. Поэтому москвичку и ее европейского гостя сначала держали в разных вольерах и только несколько дней спустя перевели в одно помещение, причем за их встречей следили сотрудники зоопарка с брандспойтами.

К счастью, в тот раз все прошло без драк.

Куда меньше повезло американским зоологам, которые пытались добиться появления потомства от двухголовой краснохвостой медянки, змеи-мутанта, гермафродита и альбиноса по кличке Мы, которая прожила в аквариуме восемь лет, но так ни разу и не сподобилась предаться радостям плоти. Упрямые ученые отыскали другую медянку о двух головах и с двойным набором половых органов, чтобы та составила Мы достойную пару. Но спаривание все равно не произошло по причине отсутствия интереса с обеих сторон.

Неудачи в этой сфере - дело привычно-трагикомическое. Чемпионами по фиаско являются медведи. Прошлой осенью с ними был связан скандал в одном из японских зоопарков: горе-специалисты пытались скрестить двух белых медведиц. Лжесамца им подсунули по обмену: зоопарк Куширо пожертвовал орангутаном ради детеныша белого медведя, чтобы получить потомство от него и обитавшей в зверинце самки Куруми.

Однако когда Цуоши (так звали желанного гостя) вырос, то никаких попыток ухаживания не предпринял. Тактичные зоологи решили, что медведь не дозрел, и выждали еще год. Иллюзию разрушил уборщик, подметивший, что Куруми и Цуоши одинаково справляют естественные нужды.

Феноменальными неудачниками в интимной сфере по праву считаются панды. Легендарный самец Лин-Лин, символ японо-китайской дружбы, умер девственником на 23-м году жизни, хотя долго состоял в браке. После смерти подруги вдовца пытались "оженить" в зоопарке Мехико, но на чужбине этот увалень совсем растерялся и после возвращения вообще перестал интересоваться противоположным полом. Чтобы воодушевить медведей, зоологи создали программу секс-пропаганды PandaPorno, но и она особого эффекта не дала.

Даже активность панды – не гарантия ее успеха на любовном фронте. В Вашингтонском зоопарке самец Синг-Синг пытался спариться поочередно с ухом, передней и задней лапой своей партнерши, однако до нужного места так и не добрался. Тогда ему на подмогу вызвали известного ловеласа по кличке Чиа-Чиа.

Тот преподал младшему товарищу урок, едва не покалечил самку, но так и не смог ее оплодотворить. "Вы же не думаете, что мужчина и женщина, оказавшись запертыми в одной комнате, сразу же начнут делать детей", - оправдывает медведей специалист по охране животных Мэтт Дарнин.

Последние материалы