В небе воюют пионеры и хищники

За последние 25 лет беспилотные летательные аппараты стали обязательной частью вооружений современных армий. Однако их будущее, скорее всего, будет не только военным
В США разрабатываются правила использования беспилотных летательных аппаратов для выполнения различных задач в воздушном пространстве страны. Федеральная Авиационная АдминистрацияFederal Aviation Administration готовит пакет нормативных актов, регулирующих правила использования беспилотных самолетов для контроля за дорожным движением, перевозки грузов, тушения лесных пожаров, проведения спасательных операций и т. д. По прогнозу маркетингового агентства Forecast International, уже через десять лет коммерческие и муниципальные службы США будут использовать более 8 тыс. беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотные летательные аппараты стали частью арсенала многих армий мира, и несколько десятков компаний занимаются их разработкой и производством. Оригинальные модели этих машин ныне производятся в России, Украине, США, Израиле, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Германии, Италии, Австрии, Чехии, Хорватии, ЮАР, Малайзии и Сингапуре. Несмотря на все различия, беспилотные летательные аппараты имеют схожие принципы действия: они находятся в воздухе несколько часов, передавая четкие изображения местности в режиме реального времени на экраны, расположенные в командных пунктах.

Первенство в создании беспилотных летательных аппаратов принадлежит СССР. Первые разработки появились в конструкторском бюро Туполева в 1963 году. Однако в массовом порядке подобные машины стали производить в Израиле после войны 1973 года. Тогда израильские ВВС в 1973 году понесли серьезные потери от действий систем противовоздушной обороны арабских государств, использовавших советское вооружение. Использование обычных самолетов для разведки стало проблематичным и рискованным. В 1976 году израильская фирма Malat создала первый в мире беспилотный самолет Scout ("Разведчик"). В 1985 году израильские беспилотные самолеты Pioneer ("Пионер") впервые прошли проверку в реальных боевых условиях во время войны в Ливане. В результате, более 200 таких машин были закуплены США. Кроме того, США начали разработку собственных беспилотных летательных аппаратов. В 1990 году компания TRW создала беспилотный самолет Hunter ("Охотник"), впервые в мире оснащенный приборами ночного видения.

Военный дебют беспилотных самолетов в вооруженных силах США прошел во время войны с Ираком 1991 года. 30 Pioneer в общей сложности совершили 483 боевых вылета. Потери среди них были очень высоки: два были сбиты иракским ПВО, пять потерпели крушение в силу естественных причин, 19 — были повреждены и нуждались в ремонте. "Охотники" были проверены на практике во время конфликта в Косово и доказали свою эффективность. Во время войны в Афганистане ВВС США испытали новую тактику использования подобных машин. Они передавали изображение не в штабы, а непосредственно боевым самолетам и вертолетам, которые, таким образом, могли оперативно корректировать способы атаки цели и используемое оружие.

Ныне вооруженные силы США используют в Ираке десять различных типов беспилотных летательных аппаратов. Армейские части используют Hunter, Pointer ("Наводчик") и Shadow ("Тень"); морская пехота — Dragon Eye (Драконий Глаз")" и Pioneer; военно-воздушные силы — Force Protection Surveillance System, Global Hawk ("Глобальный Ястреб") и Predator ("Хищник"). Предполагается, что в ближайшее время в Ираке будет впервые использован беспилотный самолет Silver Fox ("Серебряный Лис"). Во время боев за Багдад "картинки", снимаемые беспилотными самолетами США, транслируются в штабы, расположенные в Саудовской Аравии или Катаре. Их также получают командиры подразделений, ведущих бои в городских условиях. Относительно небольшие потери, понесенные американскими и британскими войсками в Басре и Багдаде, в частности, объясняются массовым использованием беспилотных самолетов, которые засекали места, где укрывались иракские снайперы и гранатометчики.

Некоторые беспилотные летательные аппараты не только ведут разведку, но и самостоятельно наносят удары. В конце 2002 года в Йемене американский беспилотный самолет Predator обстрелял ракетами автомобиль, в котором находились руководители местной ячейки "Аль Каеды". Беспилотные самолеты используют особые бомбы, практически не дающие осколков. Эти бомбы были разработаны в результате патрулировании американской и британской авиацией беспилотных зон в Ираке в 1990-е годы. Иракцы прятали свои системы ПВО в жилых районах, и подобные бомбы сводили к минимуму риск поразить мирное население.

Беспилотные летательные аппараты — не обязательно самолеты. К примеру, компания Northrop Grumman (США) разработала беспилотный вертолет Fire Scout "Огненный Разведчик"), а австрийская компания Schiebel — вертолет Camcopter. Американская компания Honeywell Kestrel разработала беспилотный летательный аппарат, вообще не похожий на традиционные самолеты и вертолеты. Он способен взлетать и приземляться вертикально.

По мнению американских военных аналитиков, в будущем бригада из 3-5 тыс. человек будет пользоваться не менее, чем 200 беспилотными летательными аппаратами. Более того, в ближайшем будущем вероятно, что персональный самолет появится у каждого пехотинца. В США создан самый маленький в мире беспилотный летательный аппарат. Размах его крыльев около 30 см, вес примерно 120 гр. Он может находиться в воздухе 107 минут. Самолет, названный Wasp, был создан Военным Агентством Передовых Научных ИсследованийThe Defense Advanced Research Projects Agency. Предполагается, что подобные самолеты в ближайшем будущем станут частью личного снаряжения солдат, ведущих бои в городских условиях.

В 2003 году военное ведомство США планирует затратить на разработку и создание беспилотных самолетов $1 млрд. — на $150 млн. больше, чем в 2002 году и планирует к 2020 году резко увеличить их число и роль в военных операциях. Компания Boeing разрабатывает беспилотный самолет нового поколения Х-45, который будет способен нести на борту до двенадцати тяжелых бомб. Предполагается, что первый образец такой машины войдет в строй в 2007 году — он предназначен для уничтожения радаров и зенитно-ракетных комплексов. За счет того, что такой самолет не должен нести человека, он более дешевый и может двигаться намного быстрее.

По данным Агентства по Передовым Научным Исследованиям СШАDefense Advanced Research Projects Agency, эффективность подобных боевых машин до сих пор остается под вопросом. Беспилотные аппараты остаются очень уязвимыми прежде всего из-за того, что теоретически противник может перехватить управление машиной, разоружить, уничтожить или неверно ориентировать его или даже направить против собственных войск.

Washington ProFile

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить