Служба такси появилась благодаря мафии

Сегодня день рождения популярного вида городского транспорта – такси. 22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили со счётчиками, которые показывали пройденное расстояние и избавили водителей и пассажиров от споров, сколько надо платить за поездку.

Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято враждебно, так как это мешало утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации. Однако рынок заставил нечистоплотных водителей со временем измениться или покинуть этот бизнес.

Вообще, история организованных платных перевозок пассажиров в населенных пунктах началась в 1639 году в Англии, когда корпорацией коучменов была учреждена лицензия на извоз. Сначала это были четырехколесные экипажи - они назывались хэкни (hackney - разъездная лошадь), позже появилась более маневренная двухколесная открытая повозка - кабриолет или, сокращенно, кэб.

Позднее, во Франции, в середине ХVIII века, некий предприимчивый гражданин, который, кстати, ни разу не был в Англии, также основал постоялый двор конных экипажей. В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что «столице мира» были бы очень к лицу моторизованные фиакры - без лошадей. С фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера - рулевую колонку и рычаги управления.

Особым было и устройство кузова. Водитель был отделен от пассажира, и сидел в открытой передней части фиакра, а пассажирское отделение напоминало закрытую карету. Устройство такси повлияло и на облик шоферов. Одеты они были в длинные непромокаемые, наглухо застегнутые, кожаные пальто и фуражки военного образца.

Популярности такси во Франции способствовали военные «подвиги»: во время Первой мировой войны немецкие войска прорвали французскую оборону и пошли на Париж. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало.

И тогда были «мобилизованы и призваны» парижские такси. За одну ночь 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат! Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием «марнские такси». О них тогда говорили так: «Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы».

История же заказа такси началась в Нью-Йорке. Как ни странно, увеличению количества машин на улицах США в значительной степени помогла мафия - именно организованные преступные группировки курировали большинство таксопарков и были заинтересованы в их росте.

В годы сухого закона в Америке такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты: не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, чем такси. Полицейские ни в чем не подозревали таксистов, а вместительные машины транспортировали сотни бутылок с алкоголем.

В России же история такси начинается в дореволюционное время. Тогда все железные дороги пересекались в Москве. Прибывало и отъезжало большое количество людей, что создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Появилось огромное количество извозчиков. Эта отрасль развивалась, и ей необходимы были определенные требования: тарифы, система заказов экипажей, организация стоянок. Постепенно все данные задачи были решены.

Читайте также: В Москве поставят «шашечки» на самолетах и катерах

После революции количество такси в Москве резко снизилось, лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей – такси престижных марок. Частных такси в это время не существовало, все они принадлежали государству, следовательно, отсутствовала конкуренция.

Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, даже вызвать такси было очень сложно, так как служба заказов была очень плохо налажена. Для правительства Москвы такси было очень прибыльно, поэтому они стремились устранить эти недостатки.

Вскоре в столице появились первые легковые автомобили «ГАЗ». Количество советских такси увеличилось в 6 раз, затем начали выпускать легковые такси «ЗИС». С их появлением заказ стал общедоступен для основной массы людей.

В послевоенные годы Горьковский завод начинает выпускать автомобили «Победа», именно они стали основным автомобилем такси. В 1948 году было решено ввести знаки отличия от других автомобилей. Так появилась шахматная полоса и световой сигнал.

Лондонские такси традиционно красят в чёрныйцвет, польские – в разные. В Гонконге существуют три типа окраски такси – для разных районов города. В нашей же стране такси традиционно желтые.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *