Строптивая Франция на фоне НАТО

После 43-летнего перерыва Франция возвращается в НATO. Благодаря этому она и постарается поддержать свое пошатнувшееся влияние в мире, в том числе и на стратегически важных для нее территориях. Но как ни странно, для России это хорошая новость.

Президент Николя Саркози объявил о возвращении Франции в НATO , которая покинула альянс в 1966 г. при де Голле. Тот таким образом продемонстрировал независимость своей внешней политики от США. Что же касается Саркози, то он сделал ожидаемый шаг. Ведь уже заявлял о стремлении укрепить отношения с США и о том, что Франция никогда полностью от сотрудничества с НATO не отказывалась. Более того, последние 15 лет активно с ним взаимодействовала.

Что альянсу даст Франция? Во-первых, у нее собственное ядерное оружие. Во-вторых, ее вооруженные силы занимают 4-е место в НATO вском списке после США, Германии и Турции.

В середине 1990-х гг. Франция участвовала в нападении на боснийских сербов, а также в агрессии против Югославии в 1999 г. и отторжении Косово. Сегодня Париж исправно тянет «афганскую лямку».

Но желание Саркози должен одобрить парламент. Обсуждение состоится 17 марта. И хотя левые попытаются сорвать «возвращение», но у них вряд ли что-то получится, поскольку сами испытывают противоречивые чувства.

А в чем выгода для самой Франции? Саркози аргументирует это так: «Мы должны быть там, где вырабатываются решения. Это лучше, чем ждать, что нас об этом уведомят. Мы займем там важное место. Это в интересах и Франции, и Европы. Франция станет более сильной и влиятельной, но останется независимой».

По данным издания Le Monde, французские генералы отныне будут руководить Командованием трансформации сил НАТО и постоянным их штабом в Лиссабоне.

Возвращение Парижа в НATO действительно отвечает его интересам. По словам Саркози, это поможет борьбе с новыми угрозами: терроризмом, распространением ядерного оружия, атаками против космических и информационных систем.

Взять хотя бы то, что после тотального сокращения французских вооруженных сил, начатого еще в 1990-е гг. и продолжающегося и сегодня, Франции уже не хватает сил для защиты своих национальных интересов на собственных территориях и выполнения зарубежных миссий.

У французов есть заморские территории, растянувшиеся от Карибского моря до Полинезии на тысячи километров. И это не считая зависимых от Парижа африканских стран, откуда он черпает уран и где усиливается инспирированное извне повстанческое движение. Сил для поддержания там порядка не хватает. По этой причине Франция уже допустила в стратегически важные для нее ЦАР и ЧАД иностранные войска.

Критики опасались, что после этого усилится зависимость Парижа от Вашингтона и он будет вынужден увеличить расходы на оборону. Однако Саркози заверил, что это не так. Мол, Париж оставляет за собой право самостоятельного решения о направлении войск за рубеж для операций альянса: «Мы не передадим их на постоянной основе под союзное командование в мирное время. Никакой процесс принятия решения в НАТО не может вынуждать нас действовать против собственной воли».

В то же время Саркози плеснул в NATO-вскую бочку меда ложку французского дегтя, открыто развивая отношения с проблемными с точки зрения США странами: Сирией, Ливией, Ираном, Венесуэлой и Кубой.

Читайте также: Франция: вид на жительство получат осведомители

И возвращение в НATO не стоит расценивать антироссийским шагом. Как показала практика, прежние громкие заявления Саркози на этот счет ушли в прошлое. Столкнувшись с реальностью и испытывая зависимость от российских энергоресурсов, Саркози отнюдь не стремится рубить сук, на котором сидит. Достаточно вспомнить его позитивную роль по урегулированию острой ситуации во время и после августовской войны в Южной Осетии и блокирование попыток Грузии и Украины войти в НАТО. Или его недавнюю речь во время обсуждения главами ЕС преодоления мирового финансового кризиса, когда французский президент прилюдно насмехался над представителями стран Восточной Европы, в очередной раз пытавшихся обратить внимание Запада на «угрозу с Востока». «Я не верю, что Россия нам угрожает!», – сделал свое заключение Саркози.

По его словам, «Франция хочет строить отношения партнерства с Россией и готова обсуждать с ней безопасность нашего континента в соответствии с нашими интересами».

Иными словами, Франция одновременно сохраняет прежнюю строптивость и стремится усилить свои внешнеполитические позиции.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить