Николая Бордюжу лишили автомобиля. Теперь уже навсегда

Автомобиль, угнанный у крупного московского чиновника, генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности, и найденный в Барнауле, не будет ему возвращён... на законных основаниях

БЫЛ ЛИ АВТОМОБИЛЬ У НИКОЛАЯ БОРДЮЖИ?

Абсолютно точно установлено, был, но только до 20 июня 2002 года. Именно в этот день автомобиль угнали. Факт угона зарегистрирован в УВД Тропарево-Никулино ЗАО г. Москвы и официально значится в системе "Автопоиск" Главного информационного центра МВД РФ. Кстати, когда алтайские сыщики проинформировали о своей находке инициатора розыска, то из Москвы приехал представитель владельца угнанного автомобиля.

ПОЧЕМУ ТАК ЛЕГКО МОЖНО ПРОДАВАТЬ ВОРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ?

Кражами и угонами дорогих иномарок в России занимаются крупные преступные группировки, имеющие в своих штатах различных "специалистов". "Оценимую" помощь этим группировкам оказывают работники таможни, ГИБДД, других правоохранительных служб. Сразу после кражи дорогой иномарки ей подбираются соответствующие документы, затем "специалисты" заменяют идентификационные номера на кузове и двигателе и наносят новые, на которые есть легальные документы. Чаще всего их предоставляют сами работники таможни или ГИБДД. Так, согласно официальному сообщению Государственного таможенного комитета, в 2002 году выявлено хищение поставленных в таможенные органы бланков паспортов транспортных средств (ПТС) общим количеством 3286 штук.

Правда, не совсем понятно, почему ГТК объявил о пропаже у них такого громадного количества ПТС спустя длительное время после их исчезновения. Видимо, ситуация такова: сначала нужно было продать ворованные ПТС, на них поставить ворованные или незаконно ввезенные из-за рубежа иномарки, а потом скромненько заявить, что вот у нас куда-то пропали бланки строгой отчетности. И всего-то 3286 штук. В Москве на черном рынке цены за подобные ПТС колеблются от 3 до 5 тысяч долларов США за один паспорт транспортного средства. Так что кто-то заработал на этом хорошие деньги. А ворованный или незаконно ввезенный автомобиль, получив такие официальные документы, легко проходит все проверочные барьеры и без проблем продается. Тем более, что предлагаемая цена за такие автомобили всегда будет ниже рыночной.

Чаще всего эти автомобили продаются официально, через различные "ООО", имеющие лицензию на комиссионную продажу автотранспорта. Выбрав понравившийся автомобиль на стоянке этого "ООО", покупатель платит деньги в кассу, получает чек и все необходимые документы (справка-счет, копия лицензии "ООО", паспорт транспортного средства). Только спустя некоторое время у нового владельца могут появиться проблемы.

Вот и "Ленд-Круизер-100", о котором мы писали, прошел именно этот путь. После угона ему поменяли идентификационные номера на раме и блоке двигателя, заменили так называемый "шильдик" (специальную металлическую табличку с кодом краски данного автомобиля). Потом в ворованный ПТС внесли новые данные, и автомобиль к продаже готов. Причем преступники почти всегда завышают реальную дату выпуска автомобиля, чтобы выгодней и проще продать. А из Барнаула в Москву приехал посредник, который приобрел джип по паспорту своей знакомой, затем доставил автомобиль в Барнаул и через местное "ООО" продал джип. Эта схема практически всегда позволяет создать иллюзию чистоты и законности приобретения автомобиля. Покупатель, разглядывая многочисленные печати в ПТС, поневоле приходит к выводу, что здесь-то все законно, и приобретает автомобиль. Надо отдать должное сотрудникам нашей краевой ГИБДД: как только они получили из Москвы сообщение о краже ПТС из таможни, быстренько проверили все московские ПТС и легко вычислили два ворованн ых документа. На одном из них был оформлен "Тойота- Ленд-Круизер-100", на втором джип "Mersedes BenzG-500".

БУДЕТ ЛИ ВОЗВРАЩЕН УГНАННЫЙ "ТОЙОТА- ЛЕНД-КРУИЗЕР-100" СВОЕМУ ВЛАДЕЛЬЦУ В МОСКВУ?

Скорее всего, вряд ли. Дело в том, что районный суд Барнаула уже рассмотрел эту ситуацию и постановил, что нынешняя барнаульская обладательница "Тойота-Ленд-Круизер-100" является законным владельцем этого автомобиля.

Странным было и появление в Барнауле представителя владельца угнанного автомобиля. Не имея на руках практически никаких серьезных документов, он больше рассчитывал на громкую фамилию бывшего владельца автомобиля. Однако работникам следствия этого показалось мало, ведь они работают в строгом соответствии с существующим законодательством, о чем и проинформировали столичного представителя. Последний уехал не попрощавшись.

Практически невозможно сейчас установить настоящий идентификационный номер на раме автомобиля, так как, по заключению эксперта, он подвергся изменению путем удаления фрагмента рамы со знаками первичной маркировки. А на это место вварили другой фрагмент металла с другой маркировкой.

Вторичной оказалась и маркировка блока двигателя, хотя эксперту удалось установить первоначальную маркировку, по которой и определили, что этот автомобиль находится в угоне. Однако опытные юристы могут поставить под сомнение и это заключение. Дело в том, что одна из цифр первоначального идентификационного номера двигателя абсолютно точно не определена, нужна дополнительная экспертиза.

А вот настоящего владельца джипа "Mersedes BenzG-500" вообще не удалось установить. У этого автомобиля, как и у "Круизера", в раму вварен вторичный номер, а для установления первоначального идентификационного номера на блоке двигателя нужно специальное оборудование и помещение, чего, к горькому сожалению, у нас в крае нет. И если сегодняшний владелец обратится в суд, то его, наверное, тоже признают законным владельцем.

ЕСТЬ ЛИ В ЭТОМ КАКАЯ-ЛИБО ВИНА СОТРУДНИКОВ АЛТАЙСКОЙ ГИБДД И ТАМОЖНИ?

Однозначно можно ответить — нет. Скорее, наоборот. Очень четко и скоординированно сработали прокуратура Алтайского края, краевая ГИБДД, Алтайская таможня. А основная нагрузка легла на следователя при отделе внутренних дел. Следствие проведено достаточно четко и грамотно, хотя дело носило многоэпизодный характер. Было сделано много различных запросов и проверок.

Сведениями о том, как и кем были похищены бланки строгой отчетности, кто понес наказание за это, редакция не располагает. Может ли подобное повториться? Наверное, да. Криминальный автобизнес по-прежнему процветает, и когда он будет искоренен, неизвестно.

СПРАВКА "АП"

За последние две недели в Барнауле было невозможно приобрести не только "Тойоту-Ленд-Круизер-100", но даже его предшественника "Круизер-80". В одних случаях сами владельцы этих джипов забрали их из автосалонов, в других — были проданы. Подобный ажиотаж понятен, с 25 июля "Тойота-Ленд-Круизер" значительно возрастет в цене, а значит, и воровать их будут, наверное, чаще, чем в прошлые годы.

Алтайская правда

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру