Праздник еврейского разгула

 

Несмотря на то, что иудейские праздники вычисляются по лунному календарю и поэтому «кочуют», Пурим, как и православная Масленица, его родная сестра, не удаляется далеко от весеннего равноденствия. В этом году он отмечается 10 марта.

Сходство их закономерно: Пурим тоже из халдейского Нового года. Древние евреи заимствовали его во время своего вавилонского плена (586-539 гг. до н.э), когда они насильственно были депортированы после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Иудейская церковь упорно пыталась изжить языческий обычай, но тщетно. И тогда Пурим был включен в религиозный культ, однако пережитки древних обрядов легко узнаются даже сегодня.

Главная особенность Пурима, как и Масленицы или европейского Карнавала, - разгульное веселье. В этот день правоверным иудеям предписывается напиться до такой степени, чтобы невозможно было отличить слова «благословен Мордехай!» от «будь проклят, Аман!». Очень странная заповедь иудейского права, совершенно для евреев не характерная, ибо согласно Торе (Ветхому Завету) злоупотребление вином есть большой грех.

С народной традицией напиваться на Пурим раввины поделать ничего не могли и тогда сделали его обычаем религиозным. А сам новогодний праздник был трансформирован в легенду о спасении персидским визирем Мардохеем еврейского народа, который замыслил погубить царский военачальник Аман. Легенда эта легла в основу Книги Есфирь, с большим трудом канонизированной сначала иудейской, а затем христианской церквами, ибо уж очень она не религиозна.

Это скорее цветастая восточная сказка о том, как персидский царь Артаксеркс взял в жёны еврейку Есфирь. По просьбе новой царицы привратником во дворец назначили Мардохея, её дядю, он даже дежурил у порога царской опочивальни, благодаря чему раскрыл заговор двух других привратников, которые вознамерились убить царя. Почему они решили это сделать, не объясняется, но сказка на то и сказка, что логикой себя не утруждает.

Тут важно другое: Артаксеркс проникся к Мардохею таким доверием, что по влиянию он сравнялся с Аманом, главным военачальником, по-нашему, министром обороны. Это так обозлило последнего, что он задумал уничтожить соперника.

«И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея, но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев… И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего, и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют, и царю не следует так оставлять их.

Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки приставников, чтобы внести в казну царскую. И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день».

Мардохей попросил Есфирь, чтобы она любой ценой добилась отмены указа. Царица, наконец, призналась мужу, что родом она еврейка. Есфирь добивается от царя полной отмены его указа об уничтожении «народа Мардохеев».

Исследователи уже давно установили прямую связь между библейским Мардохеем и вавилонским Мардуком, царицей Есфирь (Эстер) и богиней любви Иштар (Астар). Но более всего говорят за себя обычаи Пурима.

В этот день евреям не только дозволено нарушать Моисеевы законы, напиваясь, как говорится, «вусмерть», но они могут приходить в синагогу не в строгих костюмах, как принято, а в маскарадных одеждах и даже в масках.

Улицы израильских городов заполняются детьми, наряженными во всевозможные костюмы - не только пуримских персонажей, но и ковбоев, разбойников, принцесс и т.д. За службой в синагоге следует трапеза, тоже «от пуза», обильная и разнообразная.

Во время праздника готовятся особые сладости, так называемые гоманташен (уши Амана): маленькие пирожки треугольной формы, начиненные черносливом, абрикосом, маком или ещё чем-нибудь вкусненьким. Обязательное правило Пурима - посылать друг другу «мишлоах манот» - подарки из еды и питья, не менее двух блюд. На Пурим принято также проявлять всяческую благотворительность.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить