Россияне предпочитают в кризис не откладывать покупки

В России, несмотря на кризис, оборот розничной торговли в январе вырос на 2,4 процента по сравнению с показателем января 2008 года. Российские эксперты связывают это с так называемым кризисным потреблением, когда на волне инфляционных ожиданий многие россияне предпочитают не откладывать покупки.

Между тем, ведущий эксперт Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ) Дмитрий Абзалов считает, что потребительский бум - это временное явление. По его мнению, некоторый откат в рознице все равно будет происходить. Кроме того, россияне начинают переходить на товары более низкой ценовой категории.

С ним согласен и руководитель направления "Малое предпринимательство" Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов, который в интервью Bigness.ru заметил, что ситуация на рынке розницы нестабильна. Крупные розничные сети зависят от кредитных ресурсов, а их сегодня получить сложно. Недостаток средств сильно влияет на крупных игроков, и сегодня многие федеральные сети "выстроились в очередь за государственной поддержкой".

Крупные розничные сети уже не смогут так же экспансивно развиваться, как в предыдущие годы. Существенно снизится выход на новые рынки. Также эксперты прогнозируют консолидацию на рынке ритейла. Те сети, которые сталкиваются с большими проблемами по задолженности, наверное, будут приобретаться более финансово-стабильными сетями. Возможно, пройдет новая волна поглощений на этом рынке.

Что же касается предприятий малой розницы, то, по мнению экспертов, в более выгодной ситуации окажутся те, кто будет предлагать более дешевые продукты, а также те, кто лучше сумеет сократить издержки.