Балерине Марине Кондратьевой – 75!

31 января в 18.05 телеканал «Культура» покажет фильм «Имя музы – Марина», посвященный юбилею балерины Марины Кондратьевой. «Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением ее была бы Марина Кондратьева…» - так говорил о выдающейся романтической танцовщице великий хореограф Касьян Голейзовский. После войны ученые-химики Кондратьевы перебрались в Москву, где их дочь Марина поступила в Московское Хореографическое училище. Она занималась у Галины Петровой. В 1952 году юная выпускница вступила на сцену Большого театра и продолжала совершенствовать свое мастерство под руководством великой Марины Семеновой.

Юрий Григорович поручил ей партию Катерины в «Каменном цветке» – своем первом спектакле на сцене Большого театра в 1959 году. Накануне юбилея балерины в интервью телеканалу «Культура» Юрий Николаевич сказал: «С Мариной Кондратьевой в моей жизни связано многое. Она очень хорошая балерина, с которой я любил работать. Я был на ее первом спектакле – эта была лирическая танцовщица с большим обаянием. Когда она завершила танцевальную карьеру, именно я был инициатором ее репетиторской деятельности в Большом театре».

Балетмейстеры никогда не ошибались, когда предлагали Марине Кондратьевой партии, уже исполненные великими предшественницами. Она понимала, что танцевать Жизель после Улановой непросто, так же как и Золушку – после трех великих Золушек – Улановой, Лепешинской и Стручковой. И все же, когда хореограф Ростислав Захаров доверил ей станцевать главную партию в своем балете, ее «Золушка» восхитила многих.

«Я пригласила великую актрису Веру Пашенную на свою "Золушку", – рассказывает Марина Кондратьева, – и просила ее помочь мне в работе над образом. Каково же было мое удивление, когда после спектакля она подошла ко мне и сказала: "Милая моя, не ты должна у меня учиться, а я – у тебя". Выше комплимента я не могла услышать».

С Кондратьевой любили танцевать Николай Фадеечев, Владимир Тихонов, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров. Часто она выступала с Марисом Лиепой и, по общему признанию, это был блистательный дуэт. Ее он захотел видеть своей партнершей в поставленном им балете «Видение розы». В Лондоне Кондратьева познакомилась с Тамарой Карсавиной, для которой этот балет был поставлен, – и та дала Марине несколько бесценных рекомендаций.

За 28 лет, отданных сцене Большого театра, Марина Кондратьева станцевала почти все ведущие лирические партии, среди которых Жизель, Золушка, Катерина, Одетта-Одиллия, Аврора.

В одном из интервью балерина говорит: «В основном помнится только хорошее… Моя судьба сложилась удачно, я бы не хотела другой. Моему педагогу, Марине Тимофеевне Семеновой, я обязана всем, ее авторитет для меня безграничен…».

Документальный фильм «Имя музы – Марина», посвященный 75-летию выдающейся балерины, народной артистки СССР Марины Кондратьевой, основан на монологе балерины. Интересным для зрителей станет краткий диалог двух Марин – Семеновой и Кондратьевой, – зафиксированный хроникой. Другой любопытный эпизод, вошедший в картину: находясь в Лондоне, Марина Викторовна вспоминает о своих первых гастролях на сцене лондонского театра Ковент-Гарден.

Обсудить