99 лет основателю "цыганского джаза" Джанго Рейнхардту

Жан Батист Рейнхардт, более известный под псевдонимом Джанго (Джанго Рейнхардт) родился в семье кочевых цыган в бельгийской провинции. Уже в 9 лет мальчик виртуозно играл на скрипке и банджо, умея подбирать мелодию на слух. Но даже несмотря на такие выдающиеся способности, вряд ли был тогда хоть кто-то, рискнувший предположить, что именно этот паренек из табора войдет в историю как великий джазмен. Сегодня Джанго Рейнхардту, гениальному гитаристу, основателю уникального стиля «цыганский джаз», исполнилось бы 99 лет.

Будь то легенда, или случай из жизни, но лучше всего иллюстрирует талант Жана Батиста известная история о споре, который однажды заключил мальчишка. Согласно слухам, Джанго однажды воспроизвел на банджо 17 мелодий, сыгранных на аккордеоне и прежде ему незнакомых. Мальчик был не только музыкально одарен, но и исключительно любознателен – уже в раннем детстве он знал множество классических произведений цыганских композиторов Венгрии.

Побывав во Франции, Италии, Алжире и на Корсике, семья Джанго осела в пригородах Парижа. Именно там, возрасте 18-ти лет, в результате пожара в таборе молодой музыкант сильно пострадал – на его левой руке рабочими остались всего два пальца (по другой версии – три). Сам Жан-Батист оказался прикован к постели на полтора года, что не помешало ему «воскреснуть» как музыканту после столь тяжелой травмы. Поворотной точкой в возвращении молодого человека к музыке стал подарок младшего брата Жозе – желая развлечь Джанго, он принес ему в больницу гитару. Покорив персонал больницы и всех родных своим упорством, Рейнхардт заново научился играть, используя всего лишь два пальца на покалеченной руке.

Даже подобный удар судьбы мужественный молодой человек сумел обратить себе на пользу – несмотря на весьма болезненные по началу упражнения, музыкант не только смог вернуться на прежний уровень, но и разработать свою, уникальную технику игры на гитаре. Оправившись после пожара, Джанго ушел от традиционной и классической цыганской музыки – его увлек набиравший в то время популярность джаз. Не исключено, что именно из-за этой перемены, произошедшей уже во Франции, легенде «цыганского» джаза ошибочно приписывают французское происхождение.

Через пару лет после выхода из больницы, «акции» молодого джазмена резко пошли вверх – в 1934 его заметил Стефан Грапелли (ещё одна будущая легенда джаза), игравший тогда во французских кабаре и подрабатывавший тапером в кинотеатрах. Вместе с Жаном-Батистом они стали основателями легендарного Le Quintette Du Hot Club De Francе. Квинтет, состоявший из Грапелли (скрипка, пианино), Джанго (соло-гитара), Луи Вола (контрабас), Йозефа Рейнхардта и Роже Шапу (оба – гитара), добился невероятного успеха, став всемирно известным всего за год.

С началом оккупации в 1939-ом квинтет распался, но сам Джанго Рейнхардт стал выступать в разы больше, несмотря на ненависть нацистов к джазу («кривляния черных недочеловеков»),.Сообщение о начале войны он получил во время своего, невероятно успешного, британского тура, во время которого осуществил свою давнюю мечту – сыграть вместе с великим Дюком Эллингтоном.

В 1945, став символом сопротивления оккупантам, джаз с лихвой вернул себе былую популярность. Гениальный цыган-джазмен стал музыкальным символом освобождения не только Франции, но и всей Европы от нацизма

Перебравшись на Лазурный берег, музыкант записывается с бывшими участниками джаз-оркестра Гленна Миллера (оркестр был распущен после смерти Миллера, сбитого над Ла-Маншем во время боевого вылета). Именно этот диск и несколько последующих выступлений Рейнхардта стали наивысшей точкой популярности музыканта.

В 1946, вернувшись в Париж после единственной в своей жизни гастрольной поездки по США, Рейнхардт начинает стремительно терять популярность. Получая все меньше предложений, он переключает все свое внимание на живопись, все чаще отказываясь от возможности выступить. Будь то совпадением или судьбой, но жизнь Джанго, всегда связанная с музыкой, оборвалась спустя всего 7 лет – в 1953 великий джазмен умер от сердечного приступа.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы пожар