"Новая газета" вышла из профессии

Серьезную утрату понес в четверг российский медиарынок. О своем выходе из профессии заявила «Новая газета». Все эти годы она последовательно придерживалась либеральных, оппозиционных взглядов. Подчас бескомпромиссно критиковала власть. Демократической журналистике России нанесен серьезный удар: коллектив газеты решил прервать свою профессиональную деятельность. Об этом публично заявил в четверг на пресс-конференции совладелец издания Александр Лебедев.

«Журналисты «Новой газеты» просят ФСБ выдать им оружие», - сообщают в этой связи СМИ. «Новая газета» направит в ФСБ письмо с просьбой выдавать журналистам газеты оружие для их личной безопасности, публично заявил на пресс-конференции в четверг банкир, совладелец издания Александр Лебедев. «Мы обратимся в Федеральную службу безопасности с довольно оригинальной просьбой: если вы не можете обеспечить сами нашу безопасность, разрешите нашим журналистам («Новой газеты») ношение оружия», – сказал он.
Поводом для обращения в Федеральную службу безопасности послужило убийство журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Кроме того, в 2006 году, была убита обозреватель газеты Анна Политковская, напоминают СМИ.

Вообще, согласно данным нью-йоркского Комитета в защиту журналистов, только с 2000 по 2005 годы в России было убито 12 журналистов. «Все они пострадали от рук наемных убийц», заявили на пресс-конференции «Охота на журналистов в современной России» представители КЗЖ.

Кроме того, за 2006 год, суммируя все данные, активисты «Википедии» приводят 10 фамилий убитых журналистов, за 2007-й – две, за 2008-й – три, в том числе владельца сайта «Ингушетия.Ру» Магомеда Евлоева.

Идея взять в руки оружие пришла в голову только коллективу «Новой газеты». Что непоправимо для репутации демократического издания, придерживающегося либеральных ценностей. Собственно, это входит в базовое противоречие с самим понятием о журналистской этике, противоречит многочисленным журналистским хартиям и даже нормам Международного гуманитарного права.

Колыбель отечественной либеральной прессы – факультет журналистики МГУ им. Ломоносова - в лекциях по основам правовой грамотности для журналистов (они доступны в сети интернет) учит студентов: «В любом случае не разрешается журналисту брать в руки оружие… Согласно МГП (Международному гуманитарному праву – ред.), в такой ситуации – это уже не журналист, а военнослужащий, который в данном случае занимается не своей прямой обязанностью, а становится участником вооруженного формирования».

В недрах факультета журналистики МГУ давно разработана «Московская хартия журналистов», копирующая аналогичные хартии западных стран. В четвертом пункте документа сказано: «Журналист полностью осознает опасности ограничений, преследований и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью…». А в пункте 5: «Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие».

Для всего журналистского сообщества постсоветских времен это непреложные истины. Журналист, обозреватель, автор первой книги о Путине Наталья Геворкян в статье с названием «Остаться журналистом» пишет: «Журналист, выполняющий свой профессиональный долг, не имеет права брать в руки оружие. Нигде и никогда, и ни при каких обстоятельствах, даже если на карту поставлена его жизнь. И каждый человек, выбирающий профессию журналиста, под этим внутренне подписывается. И в этом его риск и его защита одновременно. Риск, на мой взгляд, всегда больше».

Брать в руки оружие нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах, говорит Геворкян. Потому что в противном случае «журналистское сообщество не сможет за них вступиться, потому что, взяв в руки оружие, журналист тем самым ставит себя вне этого сообщества».
Люди, взявшие в руки оружие, «добровольно вычеркивают себя из профессии. Это не мешает им стать воинами, Рембо, Джеймсом Бондом, Братом 1 и 2 – в общем, кем угодно. Но журналистами этими ребята уже не будут никогда».

Геворкян с ужасом говорит даже о курсах выживания в горячих точках «Выстрел», организованных Минобороны для журналистов: «Я не знаю, кому пришло в голову тренировать журналистов на военном полигоне. Но точно знаю, что отдала бы под суд любого главного редактора, который позволил своим сотрудникам проходить там предвоенную подготовку, включая стрельбу».

«Выбор столь особого пути (речь о простой предвоенной подготовке! – ред.) равнозначен подписанию смертного приговора журналисту, - говорит Геворкян. - Я не преувеличиваю, поверьте. Наша незащищенность – наше единственное оружие».

Весьма печально, что коллектив «Новой газеты» решил, выражаясь словами Натальи Геворкян, поставить себя вне журналистского сообщества, добровольно вычеркнуть себя из профессии. Следуя логике Геворкян, «журналистами этими ребята уже не будут никогда». Но профессии Рембо, Джеймса Бонда или Брата 1 и 2 для них по-прежнему открыты.

Что ж, это добровольный выбор. И его нужно уважать.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить