Черный Голливуд: ожидается ли ренессанс афроамериканского кинематографа?

С начала девяностых в Голливуде стало появляться все больше черных кинематографистов - причем, не только актеров - они утвердились в американских студиях уже давно - но также режиссеров и продюсеров.

С дебютами к 1993 году выступили Джон Синглтон ("Парни в Капюшонах"), Карл Франклин ("Одно фальшивое движение"), Джули Дэш ("Дочери пыли"), а также Альберт и Аллен Хьюзы ("Угроза для общества"). Новые имена в черном кинематографе продолжали появляться и после 1995-го - например, фильмом "Мне нравится это так" прославилась Дарнелл Мартин, ныне известная всем как режиссер и сценарист признанного кинохита "Кадиллак Рекордс", Гэри Грей ("Пятница"), а в 1999 году Мальком Ли дебютировал с "Лучшим мужчиной".

Многие из этих фильмов имели достаточно высокий художественный уровень. Во всяком случае, по мнению продюсера Уоррингтон Худин, все упомянутые черные режиссеры "сделали потрясающую, блестящую работу". Но при этом представителей афроамериканского кинематографа, действительно успешных в финансовом отношении, можно фактически пересчитать по пальцам.

Среди них - уже упомянутый Мальком Ли, а также Тайлер Перри, этакий мультимедийный конгломерат в лице одного человека. Последняя его работа - комедия "Мэди идет в тюрьму" - будет выпущена в прокат 20 февраля. Таким образом, до нынешнего времени ведутся разговоры о том, что черное кино - нишевый продукт, имеющий ограниченный спрос.

Однако многие черные режиссеры и продюсеры все еще питают оптимизм по поводу своей способности не только привлечь черного зрителя, но и добиться общенациональной и мировой известности - и в связи с этим побить рекорды кассовых сборов.

Однако, на пути к успеху, афроамериканские режиссеры обычно испытывают типовые трудности. Так, один из немногочисленных финансово успешных представителей черного кинематографа - Дарнелл Мартин - в этом году повторила свой успех тринадцатилетней давности, и выпустила уже упомянутый кинохит "Кадиллак Рекордс" - о блюзовом лейбле Chess Records, добавшись серьезных кассовых сборов.

Между двумя успешными фильмами Мартин занималась работой на телевидении, а в 2001 году сняла рэп-оперу "Тюремная песня", не попавшую в прокат из-за конфликта режиссера и продюсеров.

Мартин утверждает, что зачастую испытывает трения с деловыми партнерами из-за традиционной, но неправильной на ее взгляд схемы продвижения фильмов черных кинематографистов. И это тянется уже много лет. Еще после дебюта "Мне нравится это так", фильм начали раскручивать, постоянно подчеркивая расовую принадлежность режиссера - и это, по словам Мартин, было ошибкой.

"Мы получили хорошие отклики в прессе, и будь я белым режиссером, их бы постоянно цитировали. Но вместо этого людей пытались заставить посмотреть фильм только потому, что его снимал черный режиссер!, - говорит она. - С этим я отчаянно боролась, и это на самом деле было что-то вроде столкновения "в лоб". И мне сказали: "Если вы будете продолжать в таком духе, мы никогда не будем больше работать с вами". Таким образом, Мартин получила репутацию "неуправляемой".

Так или иначе, продюсеры, возможно, не были неправы во всем - ведь фильмы "Мне нравится это так" и "Кадиллак Рекордс" добились успеха.

Джина Принс-Байтвуд впервые достигла успеха в 2000 году с романтической комедией "Любовь и баскетбол", При этом она, как и Дарнелл Мартин, сделала большой перерыв между дебютом и следующим фильмом "Тайна жизнь пчел" - о белой девушке, взявшейся вести дело по разведению пчел совместно с двумя чернокожими сестрами-пасечницами.

Впрочем, в отличие от Мартин, Принс-Байтвуд пропустила несколько лет не из-за конфликта с продюсерами, а попросту по семейным обстоятельствам. Впрочем, по ее словам, она также испытывала некое давление со стороны продюсеров - хотя, как утверждается многими, в Голливуде наступает настоящий ренессанс черного кинематографа.

Так или иначе, "Тайная жизнь пчел" собрала 40 миллионов долларов. Это, по-видимому, самый коммерчески успешный фильм афроамериканского режиссера - если не считать последнего творения Тайлера "Семья охотников". Однако несмотря на успех этих фильмов, в целом фильмы афроамериканских режиссеров с трудом приобретают международную известность.

Так или иначе, сама идея черного кинематографа нуждается в пересмотре.

Черный Голливуд: ожидается ли ренессанс афроамериканского
Черный Голливуд: ожидается ли ренессанс афроамериканского

"Двадцать, даже десять лет назад единственным средством увидеть актеров вроде Днзела Вашингтона или Кубы Гудинг или даже Уилла Смита было афроамериканское кино", - говорит Зола Машарики, один из руководителей компании Fox Searchlight. - Сейчас вы найдете, что почти в любом мэйнстримовском кино есть черные участники, будь то высокобюджетный фильм в жанре "экшн" или комедия, не нацеленная на массовую аудиторию".

Таким образом, чаще всего в американском кино распространено скрещивание двух культур. Однако в последнее время активность черных кинематографистов вновь возрастает - и, возможно, "фактор Обамы" играет в этом не последнюю роль.

"Я не думаю, что это значит, что в прокат сразу же хлынет поток фильмов черных кинематографистов, - говорит Джина Принс-Байтфуд, - Но я думаю, это поможет сделать зрителя более открытым к новым проявлениям афроамериканской культуры".

Принс-Байтфуд считает, что сложившаяся ситуация позволит поднять афроамериканское кино на новый уровень. Однако, по мнению других режиссеров, и в том числе, черных, она питает утопические надежды.

Так или иначе, в трудное время кризиса борьба за преодоление расовых барьеров - и в том числе, в искусстве, возможно, наоборот, отойдет на второй план.

"Вы можете найти расизм в Голливуде и где-нибудь еще, - говорит Ли Дэниэлс, продюсер фильма "Толчок" о борьбе гарлемского подростка за право на самоуважение, которая впервые будет показана в этом месяце на фестивале Sundance. - Но для меня так же, как и для белых независимых кинематографистов, трудно ставить вопрос о противостоянии черных и белых. Если вы позволили ограничить себя рамками подобных концепций, то от них надо срочно избавляться".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить