Год Быка левые встречают в позе страуса

Минувший год, к сожалению, не стал для компартии судьбоносным. И даже более того - коммунисты, вроде как сохранившие за собой статус парламентской оппозиции, умудрилась вхолостую растратить накопленный в ходе думской кампании потенциал и не сделать для своей политической капитализации абсолютно ничего стоящего. И это несмотря на обилие в минувшем году юбилейных дат и целой серии многообещающих электоральных циклов.

Да, конечно, за 2008 год коммунисты смогли удержать статус «вечно вторых». Однако говорить о том, что руководству КПРФ удалось сломать имидж «вымирающей партии» и «партии прошлого», увы, не приходится.

Впрочем, надо признать, что прошлый год стартовал для коммунистов на минорной ноте. Компартия, показавшая довольно сносный результат в командном «думском» зачете, вполне могла рассчитывать и на неплохой результат во время президентских выборов. Однако за несколько дней до решающего броска за спиной у отъехавшего в Китай кандидата в президенты Геннадия Зюганова распространился слух о его возможном досрочном сходе с дистанции. И ноги у этого «предательского» слуха, что примечательно, выросли в самой компартии….

В итоге Зюганов получил каких-то 17.72% голосов поддержки. И это несмотря на вечное бубнение о том, что КПРФ и ее кандидат, мол, пользуется всенародной поддержкой… В КПРФ, естественно, эту цифру назвали хорошим результатом, а в качестве оправдания коммунисты вновь заявили о «массовых нарушениях на выборах» и «административном произволе» на местах.

Сама же президентская гонка, отметим, немного повысив внутрипартийный рейтинг Геннадия Зюганова, тем не менее, не дала партии абсолютно никаких плюсов. Впрочем, для бессменного лидера КПРФ голосование на мартовских выборах стало, в некоторым смысле, судьбоносным. Вождь доказал свое моральное право оставаться у руля КПРФ еще на ближайшие 4 года. Хотя при этом к  Зюганову намертво приклеился имидж «вечно второго» политика, оттягивающего на себя солидную часть оппозиционного электората.

Да и списать все свои «не-до-победы» - как в ходе минувших выборов в Госдуму, так и очередных выборов президента - лишь на «происки режима» и пресловутый административный ресурс коммунистам также не удалось. Как известно, почти весь год представители КПРФ пытались оспорить итоги думских выборов, в ходе которых, напомним, компартия набрала 12,67% голосов. Причем в охватившем верхушку партии желании оспорить выбор большинства россиян многих тут же насторожил тот факт, что сами депутаты-«правдолюбы» от мандатов народных избранников, а, следовательно, и от всех депутатских благ, отказываться почему-то не захотели…

А  о чисто пиаровских мотивах инициированного КПРФ судебного процесса  свидетельствовал, например, целый набор трюков, используемых коммунистами в Верховном суде. При этом настоящим конфузом обернулась для КПРФ попытка поставить под сомнение результаты голосования на нескольких избирательных участках. Дело даже дошло до того, что самих коммунистов обвинили в фальсификации фальсификаций.  В итоге громкие обещания КПРФ оспорить результаты выборов закончились форменным пшиком: Верховный суд отклонил все претензии коммунистов. 

Среди других, не менее «радужных» итогов можно выделить, к примеру, и тот факт, что КПРФ не смогла (да, в общем-то, видимо, и не очень хотела) консолидировать вокруг себя левую оппозицию и стать на деле, а не на словах флагманом социального протеста. А ведь казалось бы, в условиях экономического спада и перманентного повышения цен и тарифов, встать во главе протеста «системным» коммунистам было бы проще всего… Но опять-таки не сложилось...

Причем все «знаковые» для левых даты – и 15-летний юбилей самой компартии, и 90-летие создания ВЛКСМ не были вообще никак отыграны КПРФ в медийном плане, и использовались коммунистами для пропаганды идей социализма и повышения партийного рейтинга на «двойку с плюсом». Во многом благодаря этому все т.н. «всероссийские акции протеста» проводимые партийцами в 2008 году, не были поддержаны ни левыми в частности, ни простыми россиянами в целом. О чем свидетельствует, например, малочисленность абсолютно всех проводимых коммунистов митингов и шествий.

Так, начиная с 2008 года Первомайская демонстрация вообще перестала быть фирменной карточкой российских коммунистов. В этом году левых на второй, а то и на третий план оттеснили заявившие о своих претензиях на День солидарности трудящихся и националисты, и сторонники либеральной оппозиции. Да и очередная годовщина Октябрьской революции показала, что эта дата уже давно не является праздничной для подавляющего большинства россиян…

Но самое главное это то, что кадровая революция, о которой так много говорили в партии весь год в итоге никак не затронула верхушку КПРФ. Вместо реального обновления ЦК Компартии предпочел косметические полумеры. Естественно, сохранил свой «руководящий и направляющий» пост уже почти по-брежневски бессменный вождь коммунистов Геннадий Зюганов. Как известно, Леонид Брежнев находился на посту сначала первого, а затем и генерального секретаря ЦК КПСС с 1964 по 1982 год. Геннадий Андреевич Зюганов пребывает в статусе бессменного лидера КПРФ с 1993 года. Осталось не так много времени до того момента, как он догонит и перегонит Леонида Ильича...

В этой связи, заметим, что за год не была решена и самая, пожалуй, насущная проблема КПРФ – физическое вымирание партии. «Свежей крови», за редким исключением, не появилось. Большинству активистов КПРФ сегодня далеко за 50, тогда как тех, кому меньше 30 лет - не более 5-7 процентов.

Помимо сохранения партийного статус-кво, одним из значимых моментов минувшего года стало принятие партийцами давно обещанной обновленной редакции политической программы КПРФ. И здесь все оказалось до неприличия предсказуемо. Открестившись от социал-демократического будущего, авторы очередной редакции провозгласили курс на построение обновленного социализма XXI века, как выразился Иван Мельников, «очищенного от ошибок и заблуждений прошлого». Видимо, речь шла об учении классиков марксизма-ленинизма, ссылки на который в обновленной программе КПРФ найти довольно трудно.

Причем в программе не остался за рамками и действительно больной для компартии «русский вопрос», решение которого для партийцев, как ни странно, совпало с борьбой за обновленный социализм. Довольно показательно и то, что «обновленцы» внесли корректировки не только в свои политические установки, но и в понимание социальной базы партии. Теперь, как выясняется, вместо рабочего класса коммунисты намерены опираться на «все трудящееся население России». Иными словами, буквально на всех – от гастарбайтеров и до банкиров и олигархов.

В самом конце года коммунистам пришлось расхлебывать результаты целой серии расколов, затронувших не только региональные отделения партии, но и саму верхушку КПРФ. Как раз следствием этого противостояния и стал раскол в питерском отделении партии.

В этом ключе заметим, что одним из важных итогов года для КПРФ стала аппаратная победа одной из двух конкурирующих между собой группировок в партии. Возглавляемое зампредом Владимиром Кашиным «традиционалистское» крыло в КПРФ сумело перебороть либеральное лобби, ассоциировавшееся с первым зампредом ЦК КПРФ Иваном Мельниковым. И несмотря на то, что свой пост Мельников сохранил из президиума ЦК КПРФ выбыли почти все «мельниковцы»  - Валентин Купцов, Владимир Улас, Борис Кашин, Александр Фролов. К примеру, его «правая рука» Олег Куликов лишился секретарской должности в ЦК. При этом вместо самого Мельникова избирательный штаб КПРФ, по некоторым данным, возглавил прокашинский секретарь ЦК КПРФ депутат Госдумы Сергей Обухов.

Не секрет, что главной темой 2008 года, впрочем, как и нового года является  финансовый кризис, заставивший всех несколько усомниться в безгрешности и безальтернативности капиталистического пути развития. Именно с кризисом представители левого фланга связали надежды на усиление своих собственных политических позиций.

И действительно, в кое-то веки ветер истории задул в «красные» паруса и левая идея выросла в цене. Тем не менее, прошедший год показал, что российские левые, по крайней мере, в их нынешнем виде абсолютно не способны оседлать «кризисную волну» и умножить свой политический капитал, не говоря уже о каком-либо политическом реванше и крахе либерализма. Так, закончившийся под знаком кризиса год вроде как должен был позволить КПРФ серьезно укрепить свои позиции, однако коммунисты, так и не сумев окончательно преодолеть внутрипартийный раскол и не решившись пойти на радикальное обновление, вновь упустили свой шанс.

В свою очередь конкурирующая за левого избирателя с коммунистами «Справедливая Россия», выступившая на думских выборах в роли спойлера КПРФ и в итоге сформировавшая фракцию в Госдуме, в 2008 году оказалась явно не у дел. Политическая борьба для эсеров свелась лишь к внутрипартийному поиску средств на существование и вялотекущей фракционной работе в Охотном ряду. Впрочем, это не помешало «Справедливой России» аннексировать «Партию социальной справедливости» и «Российскую экологическую партию «Зеленых». А еще менее заметные «Патриоты России» поглотили «Российскую политическую партию Мира и Единства» Сажи Умалатовой.

Под конец года у поделивших между собой левый фланг КПРФ и «Справедливой России» появился карликовый (хотя и очень активный в «Живом Журнале») конкурент в лице «Левого фронта». И даром, конечно, что весь «фронт» состоит из 150-200 человек, оппозиционеры все равно претендуют на статус влиятельной политической силы, способной не только дать жару крупному капиталу, но и победить ненавистную им глобализацию.

Своим мнением о перспективах левых в новом 2009 году с «Правдой.Ру» поделились политологи Дмитрий Бадовский и Борис Кагарлицкий

Заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова Дмитрий Бадовский уверен, что в условиях непростой социально-экономической ситуации левый запрос в обществе в новом году вырастет. «С учетом этого особый характер и значение приобретет политическая борьба на левом фланге между КПРФ и «Справедливой Россией», которая и так должна стать ключевой тенденцией ближайших лет до следующего федерального электорального цикла, - уверен эксперт. - В нынешних условиях это конкурентная борьба между «Справедливой Россией» и главной левой партией страны будет проходить более остро и более интенсивно».

По словам Бориса Кагарлицкого, левые оказались не готовы к кризису. При этом ни КПРФ, ни «Справедливой России», по мнению политолога, не удастся использовать кризис себе во благо и упрочить свои позиции, так как «они лишь пытаются претендовать на левизну, но на деле не соответствуют своему собственному формальному статусу».

«КПРФ обладает удивительной способностью не увеличивать свой электорат даже тогда, когда оппозиционные настроения растут, что мы и видели неоднократно, - отмечает эксперт. - Скажем, подъем социальных движений в 2005 году ничего не дал  КПРФ, несмотря на то, что в какой-то момент казалось, что КПРФ удалось овладеть этим социальным подъемом. Обнаружилось, что КПРФ скорее придушило социальное движение в тех регионах, где она смогла более-менее овладеть его развитием, нежели укрепилась за его счет».

«Поэтому если даже КПРФ сейчас сотрудничает с социальными движениями, самой партии от этого нет никакой выгоды, а для социального движения это катастрофа, - продолжает Кагарлицкий. - Форма организации, которую представляет КПРФ, с социальным движением не совместима. Когда все идет сугубо бюрократическим централизованным методом, никакое движение развиваться не может. Поэтому здесь никакой перспективы нет».

Читайте также: Итоги 2007 года: компартия уйдет по стопам СПС и «Яблока»

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить