Легендарная балерина Лепешинская умерла в возрасте 92 лет

Сегодня в 13:00 в своей московской квартире на 93-м году жизни скончалась выдающаяся русская балерина Ольга Лепешинская. "Уснула и не проснулась", - сказал журналистам ее родственник. "Прощание состоится в Большом театре 23 декабря, похороны пройдут в этот же день. Сейчас мы определяемся с кладбищем", - уточнил он в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС.

Ольга Васильевна Лепешинская - знаменитая прима Большого, дворянка по происхождению и убежденная комсомолка - в интервью последних лет не раз отмечала, что ее талант меньше, чем у Улановой и Семеновой, но техника незаурядна и достойна похвал. Советские критики называли ее "рабочей лошадкой" - мол, берет трудом, а не дарованием, Уланова - "пламенной москвичкой", Сталин - "стрекозой", а друг, скульптор Лев Кербель, - "богиней времени".

Репетировала Лепешинская в лучших традициях стахановского движения - часами не отходя от станка, запираясь в зале, загоняя себя до изнеможения. На сцене зрители этой кропотливой работы до седьмого пота, естественно, не видели. Им нравился живой и яркий темперамент балерины, ее жизнерадостность, активность и уверенность в себе. Во всех официальных биографиях неугомонный нрав Лепешинской передается характерной деталью: за кулисами приму приходилось придерживать за пачку - так неудержимо рвалась она на сцену, рискуя оказаться там раньше времени.

Власти не жалели наград для упорной обаятельной танцовщицы. "Мне награды некуда вешать", - кокетливо говорила Лепешинская. Четыре Сталинских и Государственных премии, орден Ленина, медали за оборону Москвы и за доблестный труд во время войны. На фронте балерина воевала как могла - разумеется, по-своему, в танце.

Вместе с концертной бригадой Ольга Лепешинская ездила по дорогам войны, выступая где придется - на земле, на песке, на борту грузовика, на поляне в лесу, в больничных палатах и даже на балюстраде госпиталя. Однажды едва не попала в плен, а День Победы встретила в Варшаве. Под пулями не бывала, но без ран не обошлось: выделывать балетные па на покрытиях, которые для этого совсем не предназначены, - значит фактически обрекать себя на травмы.

Через много лет Лепешинской аукнулись эти выступления - в преклонных летах она почти не могла ходить. Конечно, виной тому не только война, скорее, профессия вообще. Некоторые ее травмы обросли байками-легендами: в провинциальном театре ее осматривал ветеринар и по привычке крикнул "Тпру!", когда его пациентка дернулась от боли, а с балета "Красный мак" балерину увезли в больницу с тремя переломами ноги.

Проблемы со здоровьем не мешали Ольге Васильевне и в самом почтенном возрасте жить полной жизнью - в своей московской квартире она упорно занималась йогой. Кстати, именно Лепешинская ввела в России моду на комнатных йоркширских терьеров, первой привезя щенка из-за границы. В одном из последних интервью изложила свои взгляды на современную хореографию: нравится "драмбалет", постановки Бориса Эйфмана и балерина Светлану Захарову, не нравятся скандалы вокруг Волочковой и "голубизна" на сцене.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить