Мечты о чем-то большем

Либеральная оппозиция с завистью смотрит на греческие события, теряясь в догадках: когда же у нас? Идея возглавить хоть какой-нибудь бунт витает в оппозиционной среде. Каспаров мучается, не рвануть ли во Владивосток. Кажется еще чуть-чуть, еще немного кризиса… И миллионы согласятся: нас лишили выбора. Встанут под знамена борьбы с «нелегитимной властью». Поднимут транспаранты против развязанной Россией войны в Грузии. Согласятся, что наши «Грады» разрушили Цхинвали. Потребуют свободы для Ходорковского. И осудят, наконец, «незаконные поправки в Конституцию».

Трудно сказать, верят ли в это сами оппозиционеры, но протестовать им в России сложно, это факт.

Попытки нащупать протестную тему, которая объединила бы оппозицию, и была принята обществом, не прекращаются не первый год. Вопрос внесения поправок в кои то веки стал для либеральной оппозиции консолидирующим. «Демократические» силы – от партии «Яблоко» до ОГФ Каспарова и его союзников нацболов - выступили в этом вопросе единым фронтом. «Изменения Конституции – это проституция!», - утверждают члены московского «Яблока». «Мы вас научим Конституцию любить», - кричат члены «Другой России» нацболы у стен Кремля.

Под лозунгом «Защитим демократию и Конституцию!» в сети начался сбор подписей против внесения поправок. Информационную поддержку ему оказывают «Эхо Москвы», «Новая газета», «Грани.ру» и другие «демократические» СМИ, партии и движения. На том же движке, среди той же аудитории, с той же поддержкой чуть ранее шел активный сбор подписей в защиту экс-юриста ЮКОСа Светланы Бахминой.

Показательный результат: за два месяца свои голоса за Бахмину отдали 90 тысяч человек. Против поправок в Конституцию за полтора месяца работы аналогичного сайта высказались 12 тысяч. Одна аудитория, одни методы, а цель снова не достигнута. Общество идею не приняло.

Ее действительно непросто принять. Возможность внесения поправок содержится в самом тексте Конституции, призывы защитить основной закон от поправок для либералов-законников кажутся абсурдом, попыткой защитить одну часть документа от другой его части. Не менее абсурдны утверждения о незаконности поправок без всенародного референдума. Это не предусмотрено Конституцией, которая наделяет правом рассмотрения поправок Федеральное собрание.

Текст Конституции был написан и принят в 1993 году при деятельной поддержке лидеров нынешней демократической оппозиции, что делает историю еще загадочней – уж не с собственным ли наследием ведут они сейчас борьбу? Ведь нормы, облегчающие внесение поправок, в том числе и о сроке президентских полномочий, появились в тексте основного закона не сегодня. И явно не для красоты.

Либеральные деятели, не забывающие подчеркивать свою приверженность соблюдению законов, банально загоняют себя в угол. То ли защищая Конституцию от ее же смысла, то ли протестуя против поправок из политических соображений - не нравится им Дмитрий Медведев. Понять это можно, но с соблюдением законов такая позиция не соотносится. Естественно, в очередь подписанты под требованием защитить Конституцию не выстраиваются.

Оппозиция никак не хочет признать (для себя в первую очередь), что ее объединяет общая нелюбовь к политике современной российской власти – и точка. Эта нелюбовь распространяется на отрицание любого действия властей. Не поправки в Конституцию здесь первичны и не то, как именно их принимают. Важно кто предложил внести поправки.

Важно не то, что Россия защитила Южную Осетию, а то, что защитила ее именно при Медведеве. И потому это агрессия и наши «Грады» разрушили Цхинвали. Проблема в том, что других сверхидей у оппозиции нет, приходится пользоваться эрзацами. Пока не случится какой-нибудь бунт. И вот тогда…

Это ожидание и есть основа «демократической» оппозиционности: «Пусть сильнее грянет кризис».

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить