Михаил Рудь: «Мое место там, где я есть»

Он покинул Россию ради творческой свободы. Юноше из Донецка во Франции несказанно повезло. Он сделал себе головокружительную карьеру и встретится с патриархами мировой музыки. Среди них были Герберт фон Караян, Пьер Булез, Оливье Мессиан…

Его парижским дебютом стал Тройной концерт Бетховена, который он сыграл с Мстиславом Ростроповичем и Исааком Стерном. А сегодня Михаила Рудя называют «самым французским из всех русских музыкантов». Он выступает с ведущими западными и российскими оркестрами. На днях музыкант побывал в России. Корреспондент «Правды.Ру» встретился и пообщался с Михаилом.

- Когда вы приезжаете сюда из Франции, у Вас не возникает чувства ностальгии? Если повернуть колесо времени назад, не захотели бы Вы остаться в нашей стране?

- Россия в сердце. Всегда со мной. Но мое место там, где я живу в данный момент – отель, самолёт, поезд. Я всё время езжу. Париж – лишь отправочный пункт, если хотите. Правда, там у меня жена и двое маленьких детей, и я уже привык к французской жизни. Но, где бы я не жил, всё равно мне надо будет всё время уезжать, понимаете?.. И я не чувствую после моего приезда-возвращения в 1988 году в Россию, что я в общем-то из неё когда-то уехал. В Москве мне также комфортно, как и в Париже. По-моему, в нашей профессии странствующего музыканта, это нормальное состояние вещей. Берлиоз или Лист тоже так жили.

- У вас уже есть свой фестиваль…

- В аббатстве Сен-Рикье, на севере Франции… Там совершенно замечательная атмосфера, знаете ли… Это такое большое средневековое аббатство, в нем очень хорошая акустика. В фестивале участвовали и Ростропович, и Светланов, и Темирканов, и Башмет, и Спиваков - всех имён не перечислишь. Но это уже было. Уже в прошлом. Хотя это был настоящий очаг русской культуры. Сейчас у меня много других проектов. Я выпустил книгу «Нетерпение жить» - написал её в жанре романа. Это такая философская притча о смысле жизни. Она непохожа на обычные биографии и во Франции уже пользуется большой популярностью. Я писал эту книгу целый год в 20 странах и на 4-х континентах.

- Этой осенью весь мир отметил 100-летие со дня рождения великого Оливье Мессиана…

- Да, конечно! И это моё счастье, что судьба свела меня с этим человеком. Я был очень близок Мессиану. В Париже, в 76-году, меня держали в секретной квартире полиции, потому что были попытки вернуть меня в Советский Союз. А эта секретная квартира находилась рядом с Церковью Святой Троицы. Там Оливье Мессиан был органистом в течение 60 лет. И я ходил из своей секретной квартиры каждое воскресение в эту церковь слушать его импровизации. И один раз я к нему пришёл с моей пластинкой его музыки. Он был со своей женой Ивон Лорио. Я подарил ему свой диск.

- Вы говорили с ним по-французски?

- Мы говорили на плохом английском. Французский я тогда знал совсем плохо. Потом Ивон Лорио предложила быть мне её ассистентом в аспирантуре Парижской Национальной Консерватории. Я сказал, что у меня нет никаких бумаг, что я политический беженец. И тут она дала мне свой телефон с надеждой на улучшение моего положения. И через год я ей позвонил. И был в течение нескольких лет её ассистентом. Разумеется, я многократно общался с Оливье Мессианом, и даже играл ему его произведения. Потом в целом ряде стран я осуществил премьеры многих сочинений Мессиана. Я всегда бывал на его репетициях, и неоднократно слушал его оперу «Святой Франциск Ассизский». Мы общались с Мессианом до самой его смерти, ну а с Ивон Лорио и до сих пор ещё сотрудничаем, хотя ей уже 90 лет. В декабре я был в жюри конкурса Мессиана, и мадам Лорио там присутствовала.

- Кажется, вы знаете и другого патриарха французской музыки Анри Дютийё?

- О, да. И очень хорошо знаю. И по сей день играю ему многие его фортепианные сочинения. Ему уже 92 года, но он, как говорится, жив-здоров, я недавно его видел.

- У вас огромный репертуар - есть что-то, что вы не исполняли?

- Человеческой жизни явно не хватит, чтобы сыграть, ну хотя бы, десятую часть из того, что бы мне хотелось. Я очень хорошо понимаю Святослава Рихтера, когда он в последние годы просто стал играть по нотам. Чтобы как можно больше сыграть. На такое я, скорее всего, не решусь никогда. Очень грустно сознавать, что большая часть музыки останется несыгранной. Хотя, я за свою жизнь уже исполнил с оркестром более 50 фортепианных концертов. Это очень немало.

- Какие у Вас впереди творческие планы?

- Я всё время что-то учу. Совсем недавно выучил Бурлеску для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса. Мне предстоит исполнить это сочинение в зале Плейель с Парижским оркестром. Затем играю в Мюнхене программу с Дэвидом Цинманом и Баварским оркестром. После этого у меня концерты в Глазго, а также в Амстердамском новом зале Музикгебау. Там я сыграю все фортепианные сочинения Леона Яначека за один вечер. Это будет в самом начале 2009 года.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *