"Марш" в потемках

Принципиальное отличие организованного националистами «Русского марша» в защиту конституции РФ от акций либералов Каспарова-Лимонова одно: никто не ожидал правозащитных лозунгов от ДПНИ Поткина и «Славянского союза» Демушкина. В остальном границы практически стерлись: организаторы используют одни и те же методы, выдвигают одни и те же лозунги, вот только «маршируют» пока в разных местах.

«Мы полагаем, что эти так называемые правозащитные мотивы чужды вообще идеологии русского национализма, - заявил накануне член Консультационного совета «Русского ДПНИ» Алексей Барановский. - Сейчас есть более актуальные темы, на которые следовало бы обратить внимание националистическим организациям: например, массовые увольнения гастарбайтеров и, как следствие, ухудшение криминальной обстановки».

Действительно, националисты, выступающие с лозунгами в защиту российской Конституции, выглядят несколько неадекватно. Возможно поэтому им удалось собрать не более 200 участников на Чистопрудном бульваре под лозунгами «Власть! Исполняй свою Конституцию!», «Свободные выборы!», «Свободу слова» и т.д. Организаторы рассчитывали на присутствие 350 человек.

Всю минувшую неделю на форумах ультраправой направленности ломались копья – в Конституции прописан многонациональный состав страны, как националисты могут выступать в ее защиту?

Сторонники марша объясняли, что отстаивают прописанное в Конституции право на свободу собраний, которое было попрано 4 ноября, когда ДПНИ Поткина (Белова) не дали провести в Москве еще один «Русский марш». На что получали недоуменные реплики «Вместе с Каспаровым?» Действительно, уже 14 декабря в столице собираются митинговать «несогласные» - с лозунгами защиты Конституции и права на свободу собраний. То есть ровно с теми же, что и прошедший в пятницу "Русский марш".

Идея националистов проводить «марш» 4 раза в году также наводит на размышления. Представитель «Русского ДПНИ» намерение «Славянского Союза» и ДПНИ Поткина охарактеризовал как попытку обесценить саму идею марша. «Русский марш» должен быть один раз в год, 4 ноября, - заявил Барановский. - К сожалению, в последнее время не удается проводить единый «Русский марш» и достичь мирного сосуществования между разными фракциями патриотов. Но чем больше спекулировать на бренде «Русского марша», тем больше он будет обесцениваться».

Трудно не согласиться, если вспомнить практику организации «Маршей несогласных» Каспарова и Лимонова. Однако националисты упорно идут по этому пути. Попутно используя все «несогласные» наработки по организации своих «маршей» - начиная от информационной подготовки в блогах, и заканчивая освещением событий в СМИ. К концу 2008 года стерлась разница и в лозунгах…

Очень странно выглядят события, которые предшествовали «Русскому маршу». Избитый при странных обстоятельствах в Люберцах лидер ДПНИ Александр Поткин (Белов), фактически, самоустранился от организации акции. Хотя именно ему, судя по всему, принадлежала идей выступить в защиту конституции.

Зато организацию взял на себя лидер значительно более радикального «Славянского союза» (СС) Дмитрий Демушкин. Который оперативно договорился с мэрией Москвы о месте и времени проведения «марша». Правда, ограничив число его участников в 350 человек, и перенеся место проведения на Чистопрудный бульвар, излюбленное место антивоенных митингов либеральных движений. И также традиционно собрал на мероприятие куда меньше народа, чем планировал.

В интернет-конференциях люди до сих пор задаются вопросом, что и кому демонстрировали эти 200 человек?»  Если бы мысль максимально обесценить «Русский марш» прозвучала бы явно, лучших методов достижения цели найти было бы сложно.

Очевидно, что националисты, в течение всего года не проявившие себя громкими акциями, пытались финальным «маршем» поставить по итогам года красивую жирную точку. Хотели как лучше. Но получилось как всегда. 

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить