«Читатель»: история любви плюс нелюбовь к истории

«Читатель» («Reader») в числе многочисленных голливудских фильмов о Второй мировой войне претендует на раскрытие очень важных и серьезных тем. Это вроде бы фильм о поколении немцев, которые стали взрослыми после катастрофы. Однако в течение всего фильма мы, в основном, видим плоский живот, стройные ноги и красивое лицо Кейт Уинслет в продуманном, эффектном освещении.

Реальная тема фильма – эротический опыт прелестной дамы и подростка в два раза моложе ее, впоследствии перерастающий в любовь. Однако невинности пятнадцатилетнего мальчика лишает не обычная девушка, а охранница концлагеря – и для того, чтобы он потом вырос в склонного к депрессии юриста.

Режиссером фильма стал Стивен Долдри по сценарию Дэвида Хэара. Тот, в свою очередь, приспособил для экранизации тоненький роман немецкого автора Берхарда Шлика. Начинается он в 1995 году, когда немецкий адвокат Майкл (Михель) Берг неловко прощается с женщиной после совместно проведенной ночи.

После ее ухода он остается в своей превосходно обставленной квартире и, конечно же, в перманентной депрессии. Он живет упорядоченной, но несчастной жизнью, представляя собой этакий шаблонный образ холодного немца.

После знакомства со взрослым Майклом мы отправляемся в послевоенную Германию, где 15-летний Майкл (Дэвид Кросс) в ужасной тесноте сидит в специфической разновидности тогдашнего городского транспорта – чем-то средним между автомобилем и трамваем и испытывает, как бы сказали в нашей стране, чувство локтя в области печени. Мальчик с трудом выбирается наружу. От тряски и тесноты его рвет – и в такой, казалось бы, неподобающий момент он встречает свою первую любовь.

Ханна (Кейт Уинслет) материализуется перед ним, точно добрая фея, приглашает его в свою квартиру и отправляет в ванную. Между молодыми людьми возникает страстный короткий роман, cопровождающийся слезами, улыбками, криками и литературой – Майкл читает Ханне вслух, и именно поэтому фильм получил свое название.

Затем история перескакивает в 1960 год. Майкл давно расстался со своей первой девушкой, носит бакенбарды и учится на юриста. Однажды профессор (Бруно Ганц) вместе с другими студентами берет его на заседание суда, где присутствуют женщины – участники нацистских военных преступлений. Среди них – Ханна.

В ходе судебной процедуры он выясняется, что Ханна неграмотна – и пошла работать в концлагерь для того, чтобы скрыть этот факт. Она попадает в тюрьму, а Майкл получает более высокую должность. Впоследствии Майкл попадает на лекцию выжившей жертвы Холокоста (Лены Олин) и слышит от нее всевозможные предостережения по поводу злоупотреблений, связанных с Холокостом. И этот эпизод, в отличие от многих прочих, кажется в этом фильме весьма и весьма уместным.

Парадоксально, но попытка сценариста углубить роман или подчеркнуть его идею о том, что прошлое связано с настоящим, по-видимому, провалилась. Тема поиска души послевоенного поколения оказалась нераскрытой. И это несмотря на то, что в образе несчастного мальчика, почти задавленного в вагоне в зашифрованном виде показано, как миллионы людей перевозились в концлагеря.

В романе Шлинк от лица Майкла пишет: «Моя любовь к Ханне была, в некоторой степени судьбой моего поколения, немецкой судьбой». Однако из фильма, в котором тщательно запечатлен каждый вздох и каждая слеза, это непонятно. Выдающаяся операторская работа делает бледную кожу Уинслет особенно яркой и гладкой, и она кажется просто неземной красавицей. Но при чем тут Вторая мировая война и Холокост? Однако операторы превосходно осветили даже визит Майкла к в лагерь смерти.

Конечно, для голливудского кино, выпущенного для взрослой аудитории (и в сезон Оскара) нет ничего удивительного в использовании привлекательных звезд и всевозможных оптических эффектов. Кейт Уинслет выглядит прекрасно даже в последних сценах – в гриме с морщинками и небольшой сединой. Но при всем при этом она играет невозможного персонажа, женщину, которая не могла бы существовать в реальности.

Прежде всего, ее строгая мина, четкое произношение (в фильме она почти во всех сценах говорит на английском с немецким акцентом) и столь же четкие, почти механические жесты плохо сочетаются с природной сексапильностью и открытостью самой актрисы. Порой фильм превращается в некое подобие комедии – например, в сцене, когда Ханна проявляет себя в качестве сотрудника лагеря смерти, ожесточенно скребя Майкла щеткой во время купания.

Впрочем, роман Шлинка стал бестселлером,а фильм с высокой вероятностью получит Оскара. Так что, видимо, не

«Читатель»: история любви плюс нелюбовь к истории
«Читатель»: история любви плюс нелюбовь к истории
так уж мало людей хотели бы увидеть именно такое кино о Холокосте. Здесь имеется полный ассортимент «законсервированных» ужасов и более ярких эпизодов, требующих от нас жалости к охраннику лагеря смерти.

Можно доказывать, что фильм в действительности не о Холокосте, но о поколении, которое выросло под его тенью – на этом настаивает автор книги. Однако по сути фильм ни о Холокосте, ни о немцах, переживших Вторую мировую. Это средство заставить аудиторию воспринимать историческую катастрофу как некое экзотическое, но вполне комфортное событие.

И увы, для некоторых великая война с каждой новой «сладенькой» интерпретацией начинает восприниматься все более блекло и размыто. Однако, к счастью, про Вторую мировую войну есть и серьезные, глубокие, волнующие фильмы. И, вероятно, таких картин еще немало снимут в будущем.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить