Кто ответит за транспортный коллапс?

Традиционный "час пик" на московских автотрассах в минувший четверг растянулся фактически на целый день: в центре города скопились тысячи машин, Садовое кольцо на некоторое время было полностью парализовано, на МКАД, Третьем транспортном кольце и основных дорогах, ведущих в сторону области, образовались многокилометровые заторы.

Десятки тысяч москвичей опоздали на работу или вовсе не добрались до нее, просидев в пробках едва ли не до самого вечера. Убытки, которые понес город,  исчисляются десятками миллионов рублей, но, что примечательно, официально никто не виноват.

Пресс-служба ГИБДД запоздало назвала причиной "коллапса" дождливую погоду и туман: машины двигались намного медленнее, чем обычно, и было много мелких аварий. Между тем, по наблюдениям самих автомобилистов, таких заторов не спровоцировал даже первый снегопад - что уж тут говорить о мелком дожде... Стоит заметить, что во многих местах городах не работали светофоры, что, разумеется, только усугубило положение на дорогах.

"Правда.Ру" обратилась к российским политикам с вопросом, кто должен нести ответственность, дабы подобные ситуации повторялись как можно реже.

Александр Хинштейн, депутат Госдумы (фракция "Единая Россия"):

- Я думаю, что здесь не нужно ставить вопрос об ответственности руководителя, потому что понятно, что невозможно все предусмотреть и невозможно контролировать каждый винтик в огромной машине. Но то, что непосредственные исполнители, которые должны были отвечать за техническое состояние тех же светофоров, и те руководители, в чьем прямом подчинении все это хозяйство находится, безусловно, должны понести ответственность за произошедшее.

Просто нужно создать прецедент. Допустим, есть какой-то начальник, смотритель или инспектор. Если 20 граждан подадут на него в суд и предоставят доказательства, что в результате этого технического сбоя, возникших пробок они понесли убытки, кто-то не успел на самолет, кого-то не довезли в больницу и т.п. Если суд обяжет возмещать ущерб конкретных исполнителей, безусловно, будет совсем другая дисциплина. Российские чиновники, к моему глубокому сожалению, понимают только один язык – силы.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы (фракция "Справедливая Россия")

- ГИБДД и городские власти. Они должны обеспечивать порядок. Я не думаю, что только светофоры создавали эти проблемы. Я считаю, что многие проблемы могли бы быть сняты в  городе, если ими заниматься. Были разные варианты решения транспортной проблемы, но толком этим не занимаются. Можно как-то ограничить въезд транспорта, сделать платным для иногородних, это делают во многих странах. Надо изучать мировой опыт и внедрять его в России.

Надо постоянно этой темой заниматься, а не так – от случая к случаю. Был вариант Садовое кольцо пустить в одну сторону. Так поговорили-поговорили и разошлись... Думаю, сейчас опять будут говорить. А город будет все дальше и дальше задыхаться. К Новому году город встанет. Это, к сожалению гарантированно - каждый год так происходит. 

Геннадий Гудков, депутат Госдумы (фракция "Справедливая Россия")

- На самом деле пробки возникают не только из-за неработающих светофоров. У нас сегодня модно перекрывать улицы при любом чихе должностного лица, я наблюдаю это. Ладно президент едет, но ведь ездят все, кому не лень и многие улицы перекрывают.

У нас пробки из-за того, что все дороги превращены в парковки. Я считаю, что власти городские и федеральные должна нести ответственность за то, что нет парковок.  От того, что я говорю, ничего не меняется. Я попросил план многоярусных парковок в Москве, мне, во-первых, три раза не отвечали, видимо, это военная тайна, а когда ответили, мне стало понятно, почему. До 2011 года предлагается построить 36 тысяч мест всего. Это на 4 миллиона машин, которые в Москве, и еще полтора миллиона приезжих! Поэтому сегодня неработающие светофоры дополняют все то безобразие, какое творится в Москве.

По большому счету, я считаю, что столицу надо переносить. Надо приходить к такому решению, что невозможно в одном городе, сосредотачивать хозяйственные, финансовые и представительские функции. Надо разделять. Я считаю, что надо столицу делать отдельно, делать несколько скоростных линий поездов, чтобы 20-30 минут добираться. Может быть во Владимирской области или еще где. Прямо в чистом поле строить и разгружать Москву.

Юрий Напсо, депутат Госдумы (фракция ЛДПР)

- В четверг Москва традиционно становится "территорией пробок", особенно вечером. Люди стараются завершить свои важные дела, поскольку в пятницу у многих организаций "короткий день", кое-кто уже начинает готовиться к выходным. Поэтому основная нагрузка приходится на четверг, и это, естественно, сказывается на дорожной ситуации.

Кроме того, одной из главных причин вчерашних заторов стали погодные условия. Начало декабря, большинство водителей уже "переобулись" на зимнюю резину, а на улице снова плюсовая температура, мокрые дороги. Естественно, это не добавляет уверенности автолюбителям.

Конечно, я не стану говорить, что причуды климата – единственный источник бед, а организация дорожного движения в Москве – безупречна. Здесь есть над чем поработать, и мы неоднократно поднимали вопрос о пересмотре скоростного режима на Третьем транспортном кольце и некоторых других магистралях. К сожалению, эти вопросы не решаются быстро. Я надеюсь, что в самом ближайшем будущем мы примем действенные меры в этом направлении, но надо понимать, что "одним махом" проблема московских пробок не решится.

Аккуратное безаварийное вождение, уважение друг к другу на дороге и немного терпения к людям – самое лучшее, что каждый из нас, автомобилистов, может сделать для решения этой проблемы.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить