В Пушкинском музее начались «Декабрьские вечера»

Фестиваль, рожденный фантазией Святослава Рихтера, открыл мэтр современного скрипичного искусства Пинхас Цуккерман.

Начавшийся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина музыкальный праздник в этом году посвящен английскому художнику Джозефу Тёрнеру. Визуальной частью фестиваля стала выставка работ великого английского художника, предоставленная лондонской галерей «Тейт».

Для россиян она тем более интересна, что в нашей стране нет ни одного живописного полотна этого мастера. И еще один любопытный штрих – это самая дорогая по стоимости выставленных работ выставка, представленная в рамках «Декабрьских вечеров» за всю их более чем четвертьвековую историю.

В экспозиции представлены работы всех периодов творчества Тёрнера: от ранних - в стиле классицизма - полотен до поздних работ, вполне подпадающих под определение импрессионизма и даже абстракционизма.

Естественно, что в музыкальной программе «Декабрьских вечеров» значительное место занимает музыка английских композиторов. В семи из пятнадцати программ прозвучат сочинения британских авторов: от Генри Пёрселла ( XVII в) до Бенджамина Бриттена ( XX в.).

Кроме того, что Бриттен один из наиболее исполняемых английских композиторов, его музыку особенно любил основатель «Декабрьских вечеров» Святослав Рихтер. Именно благодаря его инициативе, москвичи впервые услышали в русском полуконцертном исполнении две оперы Бриттена: «Альберт Херринг» и «Поворот винта».

На этом фестивале музыку Бриттена исполнит 3 декабря гобоист Алексей Уткин вместе со скрипачами Аленой Баевой и Сергеем Ломовскиим, альтистами Андреем Усовым, Сергеем Полтавским и пианистом Вадимом Холоденко. 8 декабря с бриттеновской программой выступят виолончелист Александр Рудин и пианистка Людмила Берлинская.

В рождественский сочельник 24 декабря сопранист Олег Рябец, тенор Марат Гали и пианист Алексей Гориболь в сопровождении хоров мальчиков, созданных Виктором Поповым, споют рождественские гимны, кантикли, баллады и песни Бриттена. А 27 декабря сонатный вечер представит дуэт виолончелистки Наталии Гутман и пианиста Вячеслава Попругина.

Фестивалю предшествовала пресс-конференция, в которой приняли участие директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и Президент попечительского совета «Фонда инвестиционных программ» Максим Викторов.

Благодаря усилиям последнего в нынешних «Декабрьских вечерах» принял участие и всемирно известный скрипач Пинхас Цуккерман (Израиль), который на великолепной скрипке работы Гварнери дель Джезу, (принадлежавшей когда-то самому Эжену Изаи) и в сопровождении пианистки Татьяны Григорьевой (Канада) исполнил для журналистов два сочинения Фрица Крейслера «Муки любви» и «Радости любви».

По завершении пресс-конференции Цуккерман прослушал ученицу 7 класса Гнесинской музыкальной школы Анну Савкину (педагог – Татьяна Беркуль), исполнившую «Этюд в форме вальса» Сен-Санса в транскрипции Изаи, и пригласил ее приехать к себе в мастер-класс ближайшим летом.

Уже на открытии «Декабрьских вечеров» 30 ноября 2008 года выступил струнный квинтет, собранный Пинхасом Цуккерманом. Кроме него, в состав квинтета вошли скрипачка Джессика Линненбах, альтисты Джетро Маркс и Ашан Пиллай и виолончелистка Аманда Форсайт – жена Цуккермана.

Концерт начался с Шести простых произведений для скрипки и фортепиано сэра Эдуарда Элгара, исполненных Цуккерманом в ансамбле с Татьяной Григорьевой. Эти пьесы оправдывают свое название, они были сыграны легко, непринужденно и воспринимались как разыгрывание перед главной частью программы: Альтовых квинтетов фа диез мажор Антонина Дворжака и соль мажор Иоганнеса Брамса.

Наиболее интересным показалось исполнение редко звучащего квинтета Дворжака. Он был сыгран элегантно, ярко и эмоционально. На «бис» прозвучала часть альтового квинтета Моцарта. Обе скрипичных партии в концерте исполнялись на инструментах Гварнери дель Джезу.

29 ноября «Фонд инвестиционных программ» устроил в Большом зале консерватории вечер «Посвящение Гварнери дель Джезу», в котором прозвучали сразу три скрипки работы великого мастера. Свое прозвище «дель Джезу» он получил после того, как стал помещать на своих инструментах монограмму JHS – Jesus Hominem Salvator (Иисус – спаситель человечества).

В руках солистов были три скрипки: «Душкин» (1742 г), «Изаи» (1740 г.) и «экс-Вьётан» (1741 г.). В концерте принимал участие Королевский филармонический оркестр из Великобритании. Дирижировал сам Пинхас Цуккерман.

В Пушкинском музее начались «Декабрьские вечера»
В Пушкинском музее начались «Декабрьские вечера»

В первом отделении прозвучала Серенада для струнного оркестра Э. Элгара, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром си бемоль мажор Антонио Вивальди и Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор И.С. Баха. Партию виолончели исполняла Аманда Форсайт, а второй скрипки – ученица Цуккермана Джессика Линненбах.

Второе отделение было отдано великому скрипичному концерту ре мажор Людвига Ван Бетховена. На «бис» прозвучал элегантный марш Элгара, предвосхитивший стиль голливудской киномузыки.

Концерт в БЗК к сожалению, не стал крупным музыкальным событием. Все было сыграно легко, изящно, в некотором, можно сказать, «прогулочном» стиле. Солисты, увы, не затруднили себя погружением в философские глубины исполняемой музыки.

Особенно это проявилось в концерте Баха. А, ведь, ветеранам БЗК есть с чем сравнивать. В этом зале лет сорок с лишним назад этот концерт звучал в исполнении Давида Ойстраха и Исаака Стерна (исполнение сохранилось и в записи). Давид Ойстрах играл его здесь и с сэром Иегуди Менухиным.

Скрипичный концерт Бетховена Цуккерман исполнял на инструменте «Душкин», который был для него достаточно новым. И это не могло не сказаться на глубине интерпретации гениальной музыки. К тому же переходы от солирования к дирижированию неизбежно приводили к тому, что концы некоторых скрипичных фраз были смазаны или звучали незаконченно. Партитурой такого уровня сложности, вероятно, всё же не стоит дирижировать в перерывах между исполнениями скрипичной партии.

Да и с инструментом не было той мистической связи, которая устанавливается только в процессе длительного обоюдного союза с исполнителем. И хотя любой концерт такого мастера, как Цуккерман, большое событие, и это всегда интересно, все же сейчас получилось шоу. Хотя и высококачественное.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить