«Libertin » - так называется новый спектакль Театра на Малой Бронной. Главный герой этой яркой остроумной комедии Эрика Эммануэля Шмитта – философ Дени Дидро, славный своим неординарным умом и экстравагантным поведением. Странно, что при мировой известности этого имени, на московскую сцену это произведение вышло совсем недавно, а в то же время французский фильм с Венсаном Пересом и Фанни Ардан получил широкую зрительскую аудиторию.
Спектакль Театра на Малой Бронной вышел несколько месяцев спустя после премьеры по той же пьесе в Театре Сатиры в режиссуре Андрея Житинкина, став вторым по очередности, но отнюдь не в художественном отношении.
Житинкин в своей постановке, как всегда, сделал упор на эротизм, с удовольствием смакуя наиболее фривольные фрагменты пьесы. Жанр спектакля Театра на Малой Бронной определен режиссером Владимиром Петровым как «философская комедия» и полностью соответствует этому определению.
Практически все пьесы Шмитта отличает тонкий юмор, яркая афористичность, неожиданные повороты сюжета. Автор со знанием дела отдает дань канонам эстетики классицизма: единство времени (один день), места (кабинет Дидро), действия (один незаконченный портрет, ненаписанная статья и несостоявшаяся близость).
Сквозь искусно прорисованную картину быта современного герою-философу, угадываются вечные темы: вопрос отцов и детей, столкновение полярных мнений, любовная драма, споры о морали.
Словом, хрестоматийные острозлободневные вопросы якобы времени минувшего, оказываются вневременными, оттого актуальными поныне. Так и в спектакле «Libertin» философские рассуждения элегантно соединены с любовной интригой: по сюжету, Дидро (Иван Шабалтас), занятый позированием художнице Анне Тербуш (Лариса Богословская) и одновременно с ней флиртующий, вынужден срочно написать статью о морали для энциклопедии.
Скажем сразу: статью он так и не напишет, потому что в этом ему будут мешать женщины – его жена, дочь, подружка дочери, ну и сама Тербуш.
Философ Дидро на сцене Малой Бронной предстает прежде всего как «распутник» в мыслях – т.е. человек, привыкший мыслить свободно, не сковываемый какими бы то ни было догмами – общественными или религиозными.
Но если в мыслях Дидро Шабалтаса достаточно свободен, то в жизни – довольно застенчив, и на предложение художницы Тербуш соглашается не сразу, да и то – исключительно ради идеи.
Авантюристка Анна Тербуш привлекает Дидро пленительным сочетанием сдержанности манер и невероятно гибкого, свободного ума. Режиссер придумал для этой героини польское происхождение и, как следствие, соответствующий акцент, который добавляет еще больше шарма к ее умению обольщать.
Нужно сказать, что по части исполнительниц женских ролей спектакль представляет настоящий цветник. Каждая из героинь пленяет зрителя по своему: г-жа Дидро в исполнении Ларисы Парамоновой – ироничная, настоящая женщина-загадка, достойная своего знаменитого мужа; юная Анжелика (Дарья Лузина), дочка философа, - нежная, трогательная, но с упрямым характером; хитренькая красотка мадмуазель Гольбах (Марина Орел), дважды обводит доверчивого Дидро вокруг пальца.
И все же, самое главное достоинство этой постановки Владимира Петрова в том, что философия хоть и занимает, чуть ли не главное место, сам спектакль ни в коем случае нельзя назвать заумным или занудным.
Наоборот, он яркий, подвижный, легкий, с настоящим французским обаянием. Он и смешит, и заставляет задуматься, потому что, помимо бесконечных разговоров о морали, в спектакле затрагивается еще одна важная тема – взаимоотношений мужчины и женщины, а ее, как известно, можно развивать бесконечно.
Отсюда и философский вывод создателей спектакля: «Мораль – это искусство быть счастливым!»
Ближайшие спектакли: 6, 13, 27 декабря; 6, 16, 30 января.