Мнимое помилование от имени мертвых подписантов

В конце прошлой недели экс-юрист ЮКОСа Светлана Бахмина, отбывающая 6-летнее тюремное заключение за неуплату налогов и присвоение собственности, родила дочь. Беременность и грядущие роды женщины стали в последние полгода темой номер один в оппозиционных СМИ, вопрос освобождения Бахминой («ребенок не должен родиться в тюрьме!») стал ключевым для правозащитного сообщества. Под прошением о ее помиловании было собрано чуть менее 90 тысяч подписей. Некоторые из них, как выясняется, «принадлежат» умершим людям.

Информационная кампания, которая была раздута вокруг требований об освобождении Светланы Бахминой, к декабрю месяцу стала все больше походить на абсурд. Юристы неоднократно указывали, что «подписи», которые собирают на специальном сайте Bakhmina.ru сторонники ее освобождения, не имеют никакого смысла. В РФ отсутствует закон об электронной подписи, имена и фамилии, указанные на сайте, являются просто именами и фамилиями, которые никого ни к чему не обязывают.

Более того, прошение о помиловании Светланы Бахминой на имя президента РФ Дмитрия Медведева, которое размещено на этом сайте, представляет собой юридический нонсенс. Согласно действующему законодательству, прошение о помиловании может подать любой заключенный, но лишь самостоятельно. Прошение помиловать кого-либо от третьих лиц (будь их хоть 10 тысяч, хоть 90) не может быть рассмотрено, так как оно выпадает из процедуры рассмотрения подобных документов.

Все эти аргументы мало повлияли на сторонников освобождения Бахминой в связи с ее неожиданной беременностью. История заключенной по делу ЮКОСа стала в последние дни настоящим детективом: правозащитное сообщество и оппозиционные СМИ метались по стране в поисках Светланы Бахминой, которую перевели из колонии в больницу (не сообщив правозащитникам ее адреса). Закончилась эта история полным абсурдом – супруг заключенной, как выяснилось, был в курсе перемещений свой жены и передал правозащитному сообществу ее пожелания прекратить беспокоить ее звонками и розысками.

Если Бахмина не хочет, чтобы ее тревожили, значит, у нее есть на то веские основания, сказал в этой связи журналист Николай Сванидзе, который ранее подписал письмо к президенту с просьбой о помиловании бывшего юриста ЮКОСа. «Если Бахмина сама приняла решение до родов «не дергаться», то мы замолкнем. Наша задача не пиар себе сделать на этом деле, а облегчить судьбу и участь этой несчастной женщины», - заявил он эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Однако без пиара, чувствуется, в этом трагикомичном деле все же не обошлось. На днях в сети интернет были распространены данные выборочной проверки подписантов под обращением к президенту РФ Дмитрию Медведеву. Сбор подписей продолжался с 7 октября, к 1 декабря ресурс собрал более 88 тысяч автографов.

При этом выяснилось, что как минимум 24 «автографа» принадлежат ранее умершим людям. Причем никаких комментариевот организаторов акции в этой связи так и не  последовало.

Так, Рябчун Георгий Алексеевич из города Тула, пенсионер-экономист, по данным адресного бюро Тулы умер. Фатеев Леонид Николаевич из города Москвы, не работающий, также числится в списке умерших. Фролов Михаил Михайлович из Тулы, 46 лет, предприниматель, значится как умерший в местных органах записи актов гражданского состояния.

Появление в списке подписантов лиц, числящихся как умершие, наводит на подозрение в использовании для «сбора подписей» паспортных баз данных. Ничем иным объяснить появление мертвых душ, к сожалению, невозможно. 

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить