Катастрофа над Андами: выжить и не сойти с ума

В далеком 1972 году уругвайская команда по регби, летевшая на самолете через Анды, не добралась до места назначения. Благодаря искусству пилотов, аварийный самолет не рухнул, но приземлился среди заснеженных пиков. Увы, ценою жизни большинства пассажиров и экипажа.

Среди немногих выживших оказался Нандо Паррадо, который уцелел только потому, что ел мясо своих погибших друзей. На эту тему в Голливуде потом снимут фильм. На днях сеньор Паррадо прибыл в Германию. В интервью журналу «Штерн», он рассказал о своей борьбе за существование.

Он производит впечатление сильного человека. Пережив страшную катастрофу, Паррадо нашел в себе силы преодолеть моральную травму, а потом еще и наладить нормальную жизнь, обзавестись семьей и заняться бизнесом.

У него не развилась фобия летать на самолетах, что тоже говорит о его силе духа. Его жизнь свидетельство того, что человек может все выдержать и не сломаться. Спасшийся – это не только не разбившийся физически, но и морально не сломленный человек.

- Вам не страшно летать?

- Нет, это доставляет мне удовольствие. Я - фанат техники, у меня есть удостоверение пилота гоночных автомобилей, я участвовал в автогонках на «Альфа Ромео». Мощные машины - моя слабость.

- Вы пережили авиакатастрофу, и после этого живете как будто ничего не произошло?

- Катастрофа произошла 36 лет назад, а нужно смотреть вперед.

- Тогда вы были студентом и играли в сборной по регби. Ваша команда летела на очередную игру в Чили.

- 13 октября 1972 года наша команда, состоявшая из молодых пацанов, которые тогда пребывали в хорошем настроении и чувствовали себя бессмертными, летела в Чили. Нас интересовали регби, девочки, машины, мы жаждали удовольствий. Через 2 часа мы оказались среди обломков, рухнув с высоты 4000 метров.

- Вы получили тяжелые травмы?

- Я находился в бессознательном состоянии, пока не очнулся через несколько дней. Потом я узнал, что моя мать и оба моих лучших друга не выжили в той катастрофе. Моя сестра лежала в коме.

- Сегодня вы читаете о том происшествии лекции, почему?

- Я десять лет не рассказывал об этом, меня отвлекли повседневные заботы, работа, семья, автогонки. Позже международный союз молодых предпринимателей пригласил меня, чтобы я рассказал об этом происшествии. Затем последовали другие приглашения.

- В Голливуде о вашей судьбе сняли триллер «Живые» (по сценарию британского писателя Пирса Пола Рида «Живые: История спасшихся в Андах» (Alive: The Story of the Andes Survivors; 1974). Режиссёр Маршалл в качестве консультанта пригласил Нандо Паррадо – ред.). Насколько это близко к правде?

- В действительности все было гораздо страшнее. За полуторачасовой фильм нельзя рассказать все то, что мы испытали за 72 дня, когда при 30-градусном морозе в абсолютно враждебном для людей месте, мы отчаянно взывали о помощи.

- После того, как вас спасли, вы долгое время молчали, в частности о том, что вам приходилось есть человеческое мясо мертвых товарищей.

- Вы не правы. На первой же пресс-конференции мы все обо всем честно рассказали.

- Как дошло до того, что вы стали есть человечину?

- Об этом мы впервые заговорили примерно через 2 недели после катастрофы самолета. Мы узнали по радио, что нас искали, но нас считали погибшими. Все запасы кончились. У нас была только одна альтернатива - сдохнуть. Однажды ночью я спросил друга, будем ли мы есть мясо пилота.

- Как вы смогли преодолеть отвращение?

- Мы не задумывались о том, что перед нами были люди. Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти не думаешь о том, что никак нельзя себе представить в нормальной обстановке.

- Британская «Sunday Times» в то время так описывала жуткое место катастрофы: «Часть замерзших тел погребена под снегом, внутри салона самолета висят тонкие лоскуты мяса, готовые к употреблению».

- Некоторым журналистам свойственно преувеличивать. Я и сам журналист. Все это ужасно слышать, когда сидишь дома перед телевизором. Но нужно понять наше положение. Мы с трудом пережили катастрофу, словно животные мы обитали в одном из самых холодных мест мира, нам нечего было есть, кроме того мы узнали, что нас уже никто давно не ищет. Для нас это было равнозначно расстрелу. У нас не было никакой возможности для спасения.

- Однажды вы обмолвились, что мертвецы были для вас пищей.

- Они пожертвовали нам свои тела. Сколько доноров жертвуют свою кровь или прочие органы для других?

- Кроме голода вас еще что-то мучило?

- Ничего, гораздо хуже всего была уверенность, что мы для всех умерли окончательно, если бы мы ничего не предпринимали.

- Как вы со своим другом решились покинуть остальных, чтобы искать помощи?

- Это было решение между двумя крайностями. Сначала из нас выжило всего-то 33 человека. Скалы убивали одного за другим, одни умирали от потери сил и инфекций, некоторых погребла лавина. Мне стало ясно: мне не хотелось умирать от бездействия.

- Что вам помогло пережить эту душевную драму?

- Мой отец. Когда я вернулся домой, он сказал: «Нандо, не нужно оглядываться. Так ты боролся за твою жизнь, теперь нужно работать, жениться, заплатить налоги, наделать кучу ошибок. Если ты будешь оглядываться, ты почувствуешь только сильную боль». Он был прав. Люди идут к психоаналитику и спрашивают: «Почему это произошло со мной?» У психолога нет на это ответа.

- А у вас есть?

- Да. Случилось так, что пилот совершил ошибку. Все очень просто.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *