Кинофестиваль в Северной Корее - все ждут перемен

В Пусане (Северная Корея) недавно завершился XIII международный фестиваль. И, несмотря на несчастливое число (что корейцев, в отличие от нас, вообще не волнует), по-видимому, оказался самым успешным и масштабным из подобных мероприятий в стране.

Вообще-то организаторы фестиваля мечтают в будущем сделать его самым большим и престижным во всей Азии. При этом им придется обойти претендующих на эту же роль Токийский и Шанхайский международные кинофестивали.

Возможно, поэтому фестиваль в Пусане стартовал под лозунгом «К переменам!». Вероятнее всего, имелись в виду уже упомянутые грядущие перемены в статусе фестиваля, но может быть, и в стране в целом.

Будут ли они, и какими будут – пока еще вопрос. Но, так или иначе, в этом году в Пусане было показано 315 фильмов из 60 стран мира. Среди них – картины производства Казахстана, Иордании, Монголии, Пакистана.

Жюри рассматривало фильмы по девяти категориям. Среди них - «Новая румынская волна», «Супергерои Азии», «Взгляд в будущее». Одним из самых интересных разделов была ретроспектива, или, как написали на официальном сайте фестиваля, археология севернокорейского кино.

Редкими и бесценными результатами «раскопок» стали фильмы Кима Ки-янга «Служанка» 1960 года и «Бан Гем-рин» 1981 года, показанные к 10-летней годовщине смерти режиссера.

Перед этим были качественные цифровые копии этих фильмов, изготовленные Корейской федерацией киноархивов и Мирового фонда кино, основанного Мартином Скорсезе в 1990 году.

Открыл фестиваль казахстанский фильм «Подарок Сталину» о осиротевшем мальчике-переселенце, оказавшемся в Казахстане в 1940 году, а под занавес – показали «Я счастлив» молодого корейского режиссера Юна Чжона Чхана. Оба фильма демонстрировались впервые.

Среди зарубежных фильмов на фестивале демонстрировался «Тяжелый вес» Маркуса Розенмюллера – легкая комедия о группе баварских фермеров, пытающихся отменить Зимние олимпийские игры 1952 года в Германии.

Там также были показаны британский фильм «Елизавета: золотая эпоха», немецкий «И приехали туристы» и китайская военная драма «Сходка», получившая первый приз фестиваля как лучший фильм.

В центре внимания зрителей и жюри фестиваля на этот раз были гонконгский режиссер Цу Харк, его итальянский коллега Паоло Тавиани и французская актриса Анна Карина. Они, а также звукорежиссеры Даниэль Дешей и Нобоюки Кикучи, провели на фестивале мастер-классы для местных кинематографистов.

Следует отметить, что несмотря на амбициозные планы, финансовые трудности пока еще мешают Северной Корее развить мощную собственную киноиндустрию. «Мы сейчас делаем два или три фильма в год», - цитирует New York Times слова чиновника Северокорейской государственной корпорации по экспорту и импорту кинопродукции.

Тем не менее, северокорейские фильмы с удовольствием смотрят зрители из других стран. Например, «Дневник школьницы» 2006 года Чжана Ин-хака - история о девочке, чей папа работает вдали от дома над таинственным проектом, имела большой успех в Каннах. К тому же, он шел в прокате во Франции, в результате чего его посмотрели восемь миллионов зрителей.

Один из местных фильмов, демонстрирующихся XIII фестивале в Пусане, строго говоря, был сделан не без тлетворного влияния Запада. Как выяснилось, корейцы, как и наши соотечественники, охотно берутся за римейки разного рода достижений западного кинематографа.

Если у нас вышла крепкая драма «Двенадцать» по мотивам «Двенадцати разгневанных мужчин», то севернокорейские кинематографисты попытались укоренить на местной почве (точнее, на фоне живописных монгольских степей) сюжет небезызвестного фильма Сержио Леоне «Хороший, плохой, злой».

В результате получился очень даже неплохой фильм «Хороший, плохой и странный» режиссера Ким Чи Вона.

А самый новый северокорейский фильм «Воздушный змей, летящий в небе» (2008), базирующийся на реальной истории о женщине, которая оставила спортивную карьеру ради осиротевших детей, показался иностранным участникам, как сказали бы в советские времена, «беззастенчивой пропагандой».

Однако очень трудно представить, как можно сделать на основе такого сюжета сугубо «идейный» фильм. Возможно, в новой картине скромная, но при этом отнюдь не ужасная жизнь корейцев просто показана без «чернухи» и зашкаливающего драматизма.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить