Валентин Никитин, академик РАЕН: «Истинная элита – это пассионарии»

Известный ученый, религиовед, культуролог, поэт и журналист принял участие в дискуссии о роли национальной элиты и элиты вообще в жизни общества. Начало дискуссии было положено интервью известного кинорежиссера и сценариста Рустама Ибрагимбекова, данного «Правде. Ру».

- Вы согласны с тем, что без национальной элиты у страны нет будущего?

- Видите ли, будущего у страны нет не только без элиты, но и без народа, без т.н. среднего класса, даже без буржуазии. Кроме того, я бы сказал, что стране нужна все же не национальная, а интернациональная элита. Она была в царской России, и потому самаркандские ханы слали верноподданнические телеграммы русскому царю. Ну, а потом - кого вообще считать элитой?..

Это какая-то специальная каста людей, вроде «избранного класса» пролетариев, только шиворот-навыворот? Тогда это рецидив или отрыжка советской власти. Я же думаю, что элита - это те, кто слышит голос свыше, мистический глас, определяющий дух народа. Истинная элита – это пассионарии, носители духовных эманаций, во всяком случае, люди (не обязательно интеллектуалы), призванные ими быть или стать.

- Ну, это уже мистика…

- Да, конечно. Как же без нее в таком пограничном вопросе? «Без Бога – не до порога», как гласит русская пословица. Но всё зависит от того, в какой системе координат мы находимся. Где точка отсчета нашего разговора?.. У каждого народа есть свой Небесный водитель, у русских и у евреев - это сам Архистратиг Михаил. Кроме такого Водителя-демиурга, каждый великий народ имеет соборную душу, о чем писали Владимир Соловьев и Даниил Андреев (в «Розе мира» Д. Андреева имя русской соборной души - Навна).

Мне по душе такая система координат, в которой к элите может принадлежать

и самый обыкновенный необразованный крестьянин, хранящий в душе глубокую, пусть и наивную, веру в Бога. Ведь можно прочитать тысячи книг, получить несколько дипломов - и остаться совершенно бездуховным существом. И тогда, согласитесь, трудно отнести такого человека к элите. А можно остаться простым землепашцем, но иметь при этом колоссальную харизму. Нельзя отбрасывать критерии духовности и народности.

- В поисках народности были и русские интеллигенты, но только вот до чего это довело? -

- К сожалению, большинство из тех интеллигентов, распропагандированных марксизмом, не шло в монастыри. Они предпочитали смущать народ.

- И все же – изменяется ли атмосфера города, места, когда из него уходит интеллигенция, когда не остается уже коренных жителей?..

- Да, безусловно, меняется. Так изменилась ситуация в Ленинграде после блокады. Или в Москве после сталинских чисток... В то же время кого, например, считать москвичом – того, кто тут всего два года живет, но обожает Москву, как первопрестольный град, и знает ее уже вдоль и поперек, или того, кто тут родился, а нос воротит в сторону?..

- И осуждать за это вряд ли возможно.

- Осуждать, конечно, не должно. Тем более, если человек просто хочет жить в деревне. Ему, например, не нравится процесс урбанизации.

- И не существует genius loci ?

- Гений места?.. Я за мистику, но против мистификации и суеверий. Да! - покровителю народа, Ангелу-хранителю отдельной личности; это понятия религиозные. Но покровитель города и села – все же из области суеверий и мифов. Вроде леших и домовых.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить