Как Запад пытается перетянуть у России «узбекский канат»

Запад снова пытается вырвать Узбекистан из-под российского влияния. Неожиданно для многих Узбекистан без всяких объяснений приостановил своё членство в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). И хотя эту возможность предсказывали еще в середине октября этого года, далеко не все верили в то, что Ташкент решится на разрыв с влиятельной «пророссийской» организацией.

В чем же причина такого «громкого» поступка? Заметим, что в последнее время критика со стороны узбекского руководства ЕврАзЭС как «неэффективной организации» заметно усилилась. Теперь же эта информация подтвердилась реальными шагами. В последнее время узбекское руководство часто критиковало её деятельность. При этом президент страны Ислам Каримов «за ненадобностью» даже предлагал влить её как составную часть Организации договора по коллективной безопасности (ОДКБ).

Однако одной «неэффективностью» положение дел не объясняется. Напомним, что созданная в 2001 г. ЕврАзЭС является международной экономической организацией, в которую кроме России и Беларуси входили несколько других бывших советских республик, в том числе почти вся Средняя Азия (за исключением Туркмении) и Казахстан. На правах наблюдателей в ней числятся также Армения, Молдова и Украина.

В задачи этой структуры входит формирование общих таможенных границ и выработка единой экономической политики, включая тарифы, цены и др.

Напомним, что удивившее многих и в первую очередь Россию решение последовало всего через три дня после отмены Евросоюзом действовавших в отношении Узбекистана три с половиной года санкций. Они были наложены Брюсселем на Ташкент еще в мае 2005 г. после кровавого подавления в Андижане выступления оппозиции. По данным местных властей, это было выступление исламистов, по другим – представителей очередной «цветной революции», стоившее от 200 до 2000 погибших.

Тогда президент страны Ислам Каримов наотрез отказался от требования Запада допустить к месту трагедии для расследования «независимых» международных экспертов, что и вызвало гнев США и Евросоюза. Представителям узбекских властей запретили появляться в западных странах и продавать им НАТОвское оружие. Показательно, что на Западе считали провалившийся мятеж «оппозиционным выступлением против авторитарного режима».

Однако от западных санкций они не очень-то заметно страдали из-за того, что узбекский газ и без этого шел на Западе нарасхват, а автоматы Калашникова и прочее вооружение Узбекистан исправно получал от России и других членов ОДКБ.

Если проследить историю взаимоотношений между независимыми Россией и Узбекистаном, то сразу бросается в глаза, что они редко бывали «ровными». Ташкент периодически «бросало из стороны в сторону», то в пророссийский лагерь, то в не очень дружественные нам ряды. Так, в конце 1990-х гг. Узбекистан неожиданно для многих «склонился» в сторону Запада и даже в 1999 г. вышел из ОДКБ. Почти одновременно он пополнил собой антироссийский блок ГУУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова).

Однако его пребывание среди прозападных государств нарушила очередная «цветочная» революция, инициированная в Европе и США. В отличие от Грузии и Украины она позорно провалилась. Её смысл состоял в замене режима Каримова на более гибкого и управляемого политика. С этого времени связи с Западом были разорваны, ГУУАМ стал ГУАМом, а Узбекистан вернулся в объятия России, пополнив за свой счет ОДКБ и ЕврАзЭС.

Теперь же Европа вдруг решила забыть это досадное недоразумение. Цинизм деятелей Евросоюза просто поражает: теперь они официально считают, что нарушения прав человека в этой стране больше нет, и заявляют, что европейцы увидели «прогресс в области прав человека». Таким образом, Евросоюз официально признал свою неправоту. Руководствуясь логикой Запада, получается, что в Андижане узбекские силовики никого не расстреливали, как утверждалось Брюсселем ранее, а мирно раздавали от президента Каримова протестующим подарки.

«Ларчик» открывается очень просто и причины неожиданного потепления отношений Запада и Узбекистана лежат на поверхности. Напомним, что впервые отчетливо Европа заговорила о возможном снятии санкций 1 сентября 2008 г., после событий в Южной Осетии, когда ЕС официально заявил о готовности сделать всё возможное для того, чтобы наполнить газом альтернативный российским коммуникациям трубопровод «Набукко», который должен пойти в обход территории России по дну Каспийского моря через Азербайджан и Грузию.

Дошло до того, что в Германию официально пригласили одного из главных фигурантов «Андижанского дела», ранее «особо невъездного» начальника узбекских спецслужб Рустама Иноятова. Вероятно, для того, чтобы выразить ему восхищение по поводу быстрого и гуманного решения Андижанской проблемы.

Однако по мнению немецких экспертов, еще одной волнующей Европу темой стала судьба воздушного «коридора», по которому снабжается всем необходимым группировка НАТО, находящаяся в Афганистане. До последнего времени значительная часть «невоенных грузов» шла через Россию.

Теперь же Североатлантический альянс рассчитывает создать альтернативный трафик на случай возможного осложнения с Москвой. Дело в том, что до сих пор разорванные между Россией и НАТО отношения после событий в Южной Осетии так и не были восстановлены. И теперь стратеги из Брюсселя, не исключающие дальнейшего ухудшения ситуации, пытаются проложить альтернативный российскому трафик снабжения своих войск через территорию Грузии, Азербайджана, Туркмении и Узбекистана.

В своём комментарии "Правде.Ру" депутат Государственной Думы РФ, член её комитета по безопасности Михаил Эверстов предположил: "В свете нестабильной ситуации в Пакистане, в котором до последнего времени находились тыловые базы американских войск, оперирующих в Афганистане, НАТО возможно пытается создать альтернативные опорные пункты по соседству. Не исключено, что американцы и их союзники хотят вернуться в Узбекистан и перестраховаться на случай возможной потери пакистанского союзника". 

Видимо для того, чтобы убедить Узбекистан, что ничего «особенно антироссийского» в затее с «Набукко» и новым воздушным «коридором» нет, к Каримову приехал лидер братской Болгарии Георгий Пырванов. Однако то ли узбекский президент хорошо знает историю и помнит о том, какую неблаговидную роль играла Болгария в нашей истории, включая Первую мировую войну, то ли просто не доверяет льстивым речам Запада, пытавшегося его однажды свергнуть. В любом случае ответ Каримова был коротким и жёстким: «Узбекистан продает газ только России» и не намерен менять устоявшиеся связи.

Он прекрасно понимает, что Запад мирится с его властью, будучи пока не в силах что-либо против него сделать. Однако это не значит, что он отказался от повторения Андижанских событий.

Наряду с этим Ташкент, утверждающий, что он не видит «конкретных дивидендов от членства в организации», не намерен рвать с Россией и другие составляющие экономических отношений, и будет сотрудничать с ней индивидуально. Кроме того, со стороны Каримова не было даже намека на возможный разрыв отношений с ОДКБ, которая в случае необходимости может оказать ему всестороннюю помощь.

В любом случае, драматизировать по поводу происходящих вокруг Узбекистана западных манипуляций не стоит: даже при самом неблагоприятном для нас развитии событий, если узбекский газ пойдет в «Набукко», его будет явно недостаточно для покрытия европейских потребностей в «голубом золоте».

И даже если проект транскаспийского западного газопровода заработает на полную мощь, от российского газа, доля которого на европейском рынке с годами будет только увеличиваться, Европа отказаться не сможет.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить