Марина Юденич: ОПЕК умер. Да здравствует ОПЕК!

Гипербола, разумеется.
Не умер.
Но - мягко говоря - изрядно поколебал мировую уверенность в собственном величии и всемогуществе.
Напомню - на внеочередной сессии картеля 24 октября в Вене было принято решение о сокращении добычи на 1,5 миллиона баррелей в сутки.
И мировые цены.... дружно покатились вниз.
Впрочем, ничего парадоксального не произошло.
Некоторое - весьма существенное в общей динамике падения - повышение нефтяных цен вызвало уже само известие о внеочередной сессии ОПЕК и ее планах.
Потому, когда все состоялось - рынок вздохнул с некоторым даже облегчением и продолжил спускаться вниз. Потому что ничего другого ему просто не оставалось - мировой финансовый кризис "властно влечет за собой" - как пишут иногда в плохих романах.

Гораздо интереснее другое: что произошло и чего не произошло на внеочередном заседании ОПЕК.

К примеру, миф - о особой роли и позиции Саудитов, их тайном сговоре - читай, вассальной зависимости от США - не только не получил ни одного весомого подтверждения, но и был практически торпедирован.
Считалось, что Саудиты будут если не возражать против снижения добычи, доказывая, что это рычаг слабый и в условиях мирового кризиса малоэффективный, то - по меньшей мере - постараются свести эту цифру до минимума.
И - даже если оставить за скобками конспирологическую зависимость династии аль-Сауди от США - это было бы логично. При нынешнем положении дел саудитов вполне себе устроит 30$. И это - отнюдь не нижний предел, кстати. Катар - останется в шоколаде и при 10$
Но речь не об этом.

Саудиты не только не возражали против снижения.
Саудиты - sic! - скорее поддержали Иран, нежели выступили против него.
Ибо именно Иран настаивал на снижении до 2 млн., вопреки умеренному 1, к которому склонялось большинство.
Сошлись на 1,5.
И очень быстро.
И сообщать об этом прессе вышел - никто иной, как саудовский министр, принц Ali Al-Naimi-Al-Saudi
И добавил, что "решение было быстрым, и оно может быть пересмотрено уже в ноябре на плановой сессии ОПЕК...

И это было еще не все. Отвечая на вопросы журналистов, каким должен быть нефтяной предел для того, чтобы падение остановилось, министр ответил довольно загадочно. Но прозрачно:
- Ну, о 3 млн. говорить не следует
То есть о 2-2,5 следует и очень даже.
Эти цифры, кстати, озвучивают сегодня большинство аналитиков, с ними же связывают и желаемые-ожидаемые 80-90$ за баррель к концу года.

Но и это не главное.
Что главное?
Оно - как всегда - сквозило в кулуарах.
И - как ни странно - касалось отнюдь не нефти.
Газа.
Тут, как мне представляется, надо ясно представлять себе некоторые особо значимые теперь факторы.

1. Вероятные участники будущего картеля.
Иными словами, страны, обладающие серьезными запасами газа
Первая тройка - Россия, Иран и Катар.
Далее по убывающей - Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, Экваториальная Гвинея, Оман, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Венесуэла, Норвегии
Государства СНГ – Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан.

2. Возможны ли вообще картельные механизмы в газовой отрасли?
Оппоненты этой идеи исходят из того, что специфика заключения газовых контрактов не влияет на мировые рынки и экономику в целом, в силу того, что газовые контракты долгосрочны и локализованы. Иными словами, газ не может играть роль универсального инструмента, такого, как, к примеру, сегодня нефть и доллар. Это так.
Пока.
Логика последних событий в области экспорта газа: блестящие - хотя и не афишируемые - примеры политических манипуляций "вентилем", болезненная реакция ЕС, истерики стран-транзитеров, скатывающихся до банального "тырить газ" и многое другое - приводит к неизбежному выводу: газ становится таким же аргументом внешней политики, как нефть и газ.
Причем, даже сейчас, при наличии двух очевидных изъянов.
Технологических - отсутствие экономичных технологий сжижения
Оранизационно-правовых - сложившаяся практика долгосрочных контрактов
Но и при этих условиях газ сегодня ощутимо влияет на мировые процессы
Но есть перспективы.
И какие.
Газопроводы в связи со стратегичностью данного энергетического ресурса становятся еще более тонкими инструментами внешней политики, чем нефтепроводы. Построив их однажды, завязав на них свою энергетическую систему, государство становится заложником инфраструктурных сетей.
Те же «газовые войны» последних лет показали во всех деталях «плюсы» и «минусы» зависимости Европы от российского газа.
Да, нефть через свои топливные производные – бензин, дизтопливо и пр. - влияет на конечного потребителя – население.
Но газ – это инструмент макроэкономического влияния.
Его поставки через энергетику влияют не только на население, но и в целом на промышленное производство.

3. Геополитические предпосылки
Приставка "гео" в терминах геополитика и геостратегия с неизбежностью приводят к тому, что основные принципы здесь вседа продиктованы объективными и, по большей части, неизменными обстоятельствами, потому малозависимы от переменчивых факторов политической и идеологической конъюнктуры.

История, увы, знает примеры, когда в угоду последних страны и их правительства пытались игнорировать первые. Финал всегда печален. Если не трагичен. Для тех, кто пытался игнорировать.
Не наш это случай, я убеждена.

Так вот, в азиатском «подбрюшье» России сегодня уютно расположилась целая группа газовых стран, о которых выше.
И надо быть уж совсем политически слепо-глухо-немым и слабоумным вдобавок, чтобы не видеть очевидных предпосылок для устойчивого геополитического союза.
И коль скоро системообразующим признаком этого союза, помимо географической близости субъектов, является газ, столь же очевидно, что это должен быть и будет газовый союз.
Немалую роль в консолидации этого союза, может сыграть и пресловутый принцип "дружбы против", ибо вторым после России игроком в гипотетическом газовом ОРЕК является Иран.
А если отрешиться от географического положения стран - будущих участниц следует вспомнить Венесуэлу, во главе «краснеющего» латиноамериканского континента. Особое внимание следует обратить на Катар. И вспомнить, что там уже активно применяют технологии сжижения газа.
А еще - размещены две американские военные базы.
И это уже совершенно другой геополитический расклад, чем проект с одним только Ираном, который с подачи США занесен в список стран-изгоев.

Здесь пока можно поставить многоточие.
И поразмыслить.
И проанализировать кое-что из недавнего
Путин тут вскользь заметил о тяжелой судьбе американского доллара, Сечин обмолвился о нефти, которая - увы - превратилась из товара в финансовый инструмент, Миллер долго рассказывал о "газовой тройке" и ее перспективах, были и другие точечные и точные месседжи из Кремля и Белого дома, из которых - с неизбежностью следовало: вопрос создания газового ОПЕК уже не вопрос вовсе.

А вернее - вопрос времени.

Идея газового картеля – яркое и наглядное свидетельство глобальной смены ориентиров.

И собственно - миропорядка.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить