Война против Камбоджи похоронит тайский туризм

Камбоджа и Таиланд стоят на грани войны. И хотя Пномпеню ничего хорошего в ней не светит, обе страны могут лишиться доходов от туризма, во многом являющегося основой их экономики. Мировое сообщество фактически остается в стороне от нормализации ситуации, которая в любой момент может выйти из-под контроля.

Между Камбоджей и Таиландом может вот-вот разразиться полномасштабная война, способная уничтожить местный туризм, являющийся серьезным подспорьем для экономики этих стран. Причиной столкновений послужил спор за обладание приграничными храмами Прех Вирах (Прехвихеа) и Та Крабей.

Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует депутат Государственной Думы России член её Комитета по безопасности Михаил Эверстов: «Пролилась кровь и теперь простыми переговорами эта ситуация вряд ли решится. Всплески межгосударственных военных конфликтов во многом стали следствием Косовского прецедента, созданного рядом западных государств. Россия предупреждала, что это вызовет цепную реакцию сепаратизма по всему миру и ужесточит межгосударственные споры, многие из которых ждут своего разрешения уже по нескольку десятилетий. Результаты не замедлили себя ждать: практически на всех континентах резко усугубляется политическая обстановка, учащаются всплески сепаратизма. Хочется спросить, куда смотрит руководство стран, взявших на себя верховную роль в решении вопросов «кто прав – кто виноват» в международных спорах? Пора бы вмешаться в этот сложный конфликт, вместо того, чтобы акцентировать внимание на «несчастном» грузинском народе».

Чем так приглянулись тайцам и кхмерам 900-летние индуистские храмы? «Правда.Ру» обратилась за разъяснениями в посольства Камбоджи и Таиланда в Москве, однако там отказались комментировать происходящее.

Впрочем, смысл спора понятен: каждому, а особенно нищей, разоренной бесконечными войнами и правлением Пол Пота Камбодже, хочется оставить за собой исторические центры, привлекающие тысячи туристов, оставляющих их обладателям крупные деньги.

Кроме храмов, определенную роль играет и то, что по данным геологоразведки поблизости от спорных исторических центров обнаружены признаки новых нефтяных месторождений.

Однако нельзя списывать со счетов и историю. У Таиланда традиционно были «непростые» отношения со всеми своими соседями, включая и Камбоджу. Реально они представляли собой почти непрекращающуюся войну, сменяемую редкими периодами мирного затишья.

Еще в давние времена значительная часть нынешнего Таиланда входила в состав королевств Камбоджа и Лаос. Однако потом тайцы оттеснили кхмеров и лаосцев к их нынешним историческим границам. Так, в состав Сиама вошли знаменитые камбоджийские Сием Риеп и Баттамбанг. И при этом тайские исторические учебники нередко воспитывают детей в шовинистическом духе и обвиняют своих соседей во всех смертных грехах, передергивая факты. И в истории не раз бывало, что нападающей стороной бывали не только кхмеры, но и тайцы. Чего стоит, например, нашумевший военный поход короля Монгкута (Рама VI) в Сием Риеп, целью которого был вывоз в Бангкок остатков храмового комплекса Ангкорват.

В то же время, тайские историки-пропагандисты замалчивают тот факт, что тайцы сжигали Пномпень и что позднее Таиланд, являясь «непотопляемым авианосцем» США в регионе, тайно поддерживал враждебный Москве режим «красных кхмеров».

Одним из проявлений недовольства тайцев кхмерами является «бытовое неприятие». По словам профессора Пхуангтхонга, это обусловлено тем, что тайская культура заимствовала очень многое из кхмерской культуры, в том числе алфавит в упрощенной форме и якобы даже придворный церемониал. По его словам, «Тайская элита не может признать тот факт, что величайшая цивилизация Ангкора принадлежит такой бедной и истощенной войной стране, как Камбоджа».

Напомним, что спор за храмы уходит своими корнями в глубокую историю. Территория, на которой они расположены, еще в средние века периодически переходила из рук в руки. Но одной из главных причин конфликтов в Азии и Африке является наследие колониализма. Дело в том, что основные владельцы колоний в лице Англии и Франции по своему усмотрению перекраивали исторические границы и в таком виде предоставили им независимость. И по ее обретению эта бомба замедленного действия тут же взорвалась. И хотя Таиланд (тогда Сиам) колонией не был, в конце XIX века под давлением Англии и Франции он был вынужден уступить значительную часть своих владений этим колониальным державам. Эти территории были включены в состав британской Бирмы, Малайи и французской Кохинхины, в которую входила и Камбоджа.

Один из оспариваемых ныне индуистских храмов Преах Вихеар XI века в 1962 г. был передан Международным судом под юрисдикцию Камбоджи. Впрочем, тайцы обвинили в происках не своих юристов, а камбоджийского короля Нородома Сианука.

Обострение конфликта произошло в июле текущего года, когда Бангкок отказался признать решение ООН о принадлежности храмов Камбодже. С этим решением Таиланд не смирился. Ситуацию осложняет то, что в спорном районе проживают как тайцы, так и кхмеры. По мнению Бангкока, храм расположен на тайской территории. Аргументы тайцев вызывают лишь улыбку: они считают, что Прех Вихар принадлежит им на том основании, что «демаркация границы в спорном районе так и не была проведена».

Разумеется, подобное объяснение не могло устроить Камбоджу, которая попыталась окончательно закрепить за собой спорный объект. 7 июля этого года по предложению ПномпеняЮНЕСКО внесла этот храм XI века Прех Вихар в список Всемирного наследия как «культурное достояние Камбоджи».

Это вызвало массовые протесты в Таиланде. Конституционный суд страны объявил решение международных экспертов незаконным. Это стало причиной массовых волнений, организованных оппозицией, обвинившей правительство в неспособности отстоять национальные интересы страны.

Одной из причин тайской агрессивности стало то, что на фоне роста политической нестабильности последние полгода Таиланд демонстрировал устойчивое снижение темпов экономического развития. И внешняя экспансия стала одной из попыток увести народное недовольство «маленькой победоносной войной».

Двусторонние мирные переговоры, во время которых стороны обещали воздерживаться от применения силы, провалились. Вернее, были провалены Бангкоком, выдвинувшим невыполнимые для Пномпеня условия по демаркации границы, что означало бы для него потерю древних храмов, отданных ему Международным судом.

Равным образом провалилась и мирная инициатива стран АСЕАН: если Камбоджа приняла ее предложение, то Таиланд, изначально настроенный на аннексию территории соседа, ответил молчанием. Таким образом, агрессором в данном случае является Таиланд, игнорирующий все международные решения.

В июле 2008 г. тайские солдаты перешли границу и укрепились в спорном районе. Начались бои, стоившие обеим сторонам потерь в несколько десятков человек. Нельзя исключать и вероятность дальнейшей эскалации конфликта, поскольку и тайцы, и кхмеры стягивают к границе дополнительные войска.

Премьер-министр Камбоджи Хун Сен заявил: «если Таиланд не выведет своих военнослужащих, то камбоджийская армия превратит этот район в «зону смерти». Тайские власти приняли вызов. Они подготовили план эвакуации своих граждан и призвали их срочно покинуть Камбоджу.

О серьезности намерений тайцев говорит и тот факт, что они начали мобилизацию жителей провинций на востоке страны и приступили к восстановлению приграничных укреплений, воздвигнутых еще в 1980-х гг.

И это не первый случай агрессии тайцев против кхмеров. Так, в сентябре 2008 г. они захватили камбоджийский храм Та Крабей. Это стало возможным потому, что тайцы знали о запрете, данном камбоджийским солдатам, охранявшим храмовый комплекс. «применять огонь и насилие».

По данным камбоджийских властей, тайцы «наблюдали за храмом в течение нескольких дней, а в ночь перед нападением блокировали дороги к храму сваленными деревьями, чтобы затруднить доступ к нему камбоджийских военных».

Что же произойдет, случись глобальное военное столкновение? Оно не сулит ничего хорошего для отсталой в военно-техническом отношении Камбоджи. В лучшем случае, сегодня она может выставить 60 тысяч человек, включая плохо обученных ополченцев, к тому же раздираемых острыми политическими противоречиями.

Напротив, вооруженные силы Таиланда оснащены по последнему слову современной военной техникой и отлично обучены. Кроме того, они в разы превосходят своих противников и в численном отношении. Так, тайские вооруженные силы в общей сложности насчитывают 190 тысяч человек и в техническом отношении превосходят своего противника в пять–шесть раз. На море превосходство тайцев является абсолютным. Если учесть тот факт, что большая часть вооружения кхмеров в лучшем случае относится к 1970-м гг., перевес тайцев становится еще более заметным. Но на стороне нищего Пномпеня многолетний боевой опыт, которого нет у тайцев и самое главное, что терять ему нечего.

Впрочем, благоразумнее всех в этой ситуации оказались творческие люди. Так, известный тайский архитектор Сумет Чумсай открыто заявил: «Политика и национализм не имеют ничего общего ни с историей, ни с архитектурой, к которым обе горланящие о своей правоте стороны не питают ни малейшего уважения. Преахвихеа – одно из самых потрясающих произведений человеческого архитектурного гения. Это святилище принадлежит всему человечеству».

И потому в этой ситуации свое веское слово должна сказать ООН. Одним из возможных решений этого конфликта, который может уничтожить и сам предмет спора, может стать введение международных миротворческих войск и объявление спорных участков нейтральной территорией под управлением Организации Объединенных Наций.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *