Дипломатический прорыв на Ближнем Востоке

На Ближнем Востоке произошёл колоссальный прорыв – Сирия и Ливан установили дипотношения. На Западе это многим не нравится, поскольку теряются рычаги манипулирования ситуацией. Однако все этнические и исторические основания для сближения двух государств налицо.

Если мирная жизнь где-то налаживается, то меньше всего мы ожидаем этого на Ближнем Востоке. В этом геополитическом узле завязано столько проблем и на этом мировом перекрестке столько могил, что трудно себе представить, что в этот регион скоро придет мир. Но любой конфликт или заканчивается миром, или конфликтующие стороны гибнут.

Сирия и Ливан решили вопрос цивилизованных отношений. Учитывая историю этих стран шаг непростой, но мужественный. На Западе многим бы хотелось сохранить напряженность и неопределенность в отношениях государств. Так удобней манипулировать ситуацией, а еще лучше ей руководить. У США выбита сильная карта обвинений Дамаска в недружественных отношениях с соседями. Израиль трижды подумает, а стоит ли начинать очередную войну в Ливане. Европе будет всё труднее говорить о своём влиянии в этом регионе.

Увы, мудрые решения приходят с большим опозданием. Но если они все-таки появляются, то что-то в мире меняется к лучшему. Сирийский президент Башар Асад подписал постановление о установлении дипломатических отношений с Ливаном и открытии в Бейруте сирийского посольства. "Между Арабской Республикой Сирией и Ливанской Республикой будут установлены дипломатические отношения. В столице Ливана Бейруте будет открыто официальное представительство Сирии" – говорится в решении сирийского президента.

И хотя никаких официальных сроков осуществления такого решения не называется, оно стало настоящей революцией в сирийско-ливанских отношениях. Между Сирией и Ливаном впервые за 60 лет независимости этих государств от Франции установлены дипломатические отношения. Глава МИД Сирии Валид Муаллем и его ливанский коллега Фаузи Саллух подписали совместное заявление, в котором говорится о начале дипломатических отношений между странами с 15 октября 2008 года.

Мирные связи между Сирией и Ливаном начали понемногу устанавливаться с 1991 года, вскоре после окончания 15-летней гражданской войны в Ливане. Антисирийское большинство ливанского парламента утверждает, что взаимодействие приводит к ущемлению интересов Ливана в пользу Сирии. Войска, введенные Сирией в Ливан в 1976 году во время гражданской войны, окончательно покинули страну только в 2005 году.

Речь возможно идет не о установлении, а о восстановлении дипломатических отношений Сирии и Ливана. Поверить в то, что между двумя странами их никогда не было, трудно. И, тем не менее, это так. В Дамаске не забывали, что нынешний Ливан появился после французского решения объединить территорию исторического Ливана с частью территории Сирии – в результате чего и возник «большой Ливан».

Запад просто так не уходит. Обязательно закладываются минные поля. И на этот раз была заложена платформа будущих межконфессиональных противоречий в этой стране. Для сирийцев Ливан всегда был, чуть ли не частью территории их собственной страны. В результате сирийцы смотрели на ливанцев, как на отколовшуюся от родины автономию.

Сирийцы, активно участвуя в ливанских делах и даже заключая договора о дружбе , не стремились к установлению дипломатических отношений и обмену послами. При Хафезе Асаде, отце нынешнего сирийского президента, возникла идея, согласно которой такие отношения будут только мешать Считалось, что границы созданы французами искусственно.

Девиз этого был один две страны – одна нация. Даже президенты Сирии в Ливан не ездили. За все время ливанской независимости состоялось несколько таких визитов. Хафез Асад побывал на ливанской территории один раз за все годы своего президентства – и отнюдь не в Бейруте, он приезжал в небольшой пограничный городок. А ливанские президенты за три десятилетия правления Хафеза Асада посещали Сирию 88 раз.

Такая арифметика объясняет, почему сирийская армия могла присутствовать в Ливане как у себя дома. Она и была у себя дома. С точки зрения Хафеза Асада и его сына Башара. В проведении своего внешнеполитического курса ливанское руководство строго придерживается норм международного права и осуждает политику двойных стандартов, каким бы государством она не проводилась. Основным вопросом внешней политики Ливана по-прежнему остается обеспечение внешней безопасности страны при неприменении силы со своей стороны.

Вопрос сирийского вмешательства, являющийся одной из спорных проблем как для внутренних так и для внешнеполитических сил. Несомненно, сирийское военное вмешательство и соответствующие сирийско-ливанские договоры о полной координации действий на международной арене, во многом помогли восстановлению мира в стране. К тому же, трудно себе представить , по какому пути мог пойти Ливан без сирийского вмешательства.

Согласно принципу суверенитета, Ливан, как и любое другое государство, имеет право на проведение собственной миролюбивой политики и внешнее влияние сирийского руководства на ливанские дела вполне согласуется с этим принципом. Такая позиция Ливана высоко оценивается на региональном уровне, однако порою вызывает неодобрение некоторых политических сил в западном мире.

Примером тому может быть обвинение, выдвигаемое США и некоторыми европейскими государствами (особенно Германией), в пособничестве терроризму, в частности, в поддержке позиции партии «Хезболла» . Однако Ливан, опираясь на принципы международного права, парирует такие обвинения доводами о том, что акции «Хезболлы» направлены не против мирных жителей, а оккупационных сил, которыми были израильские войска. Ближний Восток начинает договариваться.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить