Верди, vivat!

Сегодня исполняется 195 лет со дня рождения великого Джузеппе Верди. Самого исполняемого оперного композитора всех времен и народов.

Можно предположить, что таковым автор «Травиаты» и «Риголетто» останется еще на долгие времена.

Во всяком случае, за последние сто лет трудно (если возможно вообще), найти оперный театр, на афише которого не значилось бы это имя. Перу Верди принадлежит 26 опер, духовные и инструментальные произведения и романсы.

Однако, известными всему свету, кроме «Реквиема», стали только оперы.

Истинный итальянец – и по музыкальному тематизму, и по темпераменту - Верди стал и подлинным «композитором мира», музыке которого присущи красота и щедрый, неисчерпаемый мелодизм.

Он заглянул в бездны человеческой души, рассказал о бушующих в душах страстях, его произведения всегда были отмечены высоким гражданским пафосом.

Недаром Верди, который еще при жизни стал «символом свободы», называли "Маэстро итальянской революции", а знаменитый – невероятной красоты - хор из его «Сицилийской вечерни» стал гимном итальянских революционеров.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди, проживший очень долгую жизнь, родился 10 октября 1813 года в деревне Ронколе ди Буссето неподалеку от Пармы в семье крестьянина-трактирщика.

Его первыми учителем музыки был деревенский церковный органист П. Байстрокки, а затем Ф. Провези, возглавлявший музыкальную жизнь в Буссето. В 11 лет Верди уже сам играл на органе в местной церкви.

На мальчика обратил внимание богатый купец Антонио Барецци из Буссето, поставщик товаров в лавку Верди-отца. На счастье сеньор Барецци питал настоящий интерес к музыке.

Он взял талантливого мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал дальнейшее обучение Верди в Милане у дирижера миланского театра Ла Скала В. Лавиньи.

Дебют молодого композитора - опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», поставленная в 1839 году в «Ла Скала», снискала успех. Однако настоящую известность и первую славу Верди принесла опера «Навуходоносор» («Набукко»), поставленная в «Ла Скала» 1841 году.

Затем последовали "Ломбардцы в первом крестовом походе" (1842), "Битва при Леньяно" (1848), ставшие музыкальным откликом на революционные события в Италии, несмотря на то, что исторические сюжеты этих опер были далеки от современности.

Разумеется, Верди не ограничивался темой героической борьбы. Его ничуть не менее интересовали и движения человеческой души.

И он пишет оперы на сюжеты классиков мировой литературы: В. Гюго ("Эрнани", 1844), В. Шекспира ("Макбет", 1847), Ф. Шиллера ("Луиза Миллер", 1849).

Период творческой зрелости был отмечен замечательной триадой опер: "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853).

Первая так и осталась непревзойденной по мелодической щедрости, а «Травиата» - наиболее часто исполняемая опера в истории жанра.

К середине 50-х годов XIX века имя Верди уже широко известно во всем мире.

Композитор заключает контракты не только с итальянскими театрами, но и в 1854 году создает оперу "Сицилийская вечерня" для парижского театра «Гранд Опера».

Спустя несколько лет им были написаны оперы "Симон Бокканегра" (1857) и "Бал-маскарад" (1859) для театров «Фениче» в Венеции и «Апполон» в Риме.

А в 1861 г. по заказу дирекции императорских театров России Верди создает оперу "Сила судьбы" для петербургского Мариинского театра.

В связи с ее постановкой композитор дважды приезжал в Россию.

Среди опер 60-х годов наибольшую популярность приобрел "Дон Карлос" (1867), по одноименной драме Шиллера.

Музыка этой масштабной оперы была насыщена глубоким психологизмом.

К открытию же нового театра в Каире и Суэцкого канала в 1870 году Верди написал великую «Аиду» – одно из лучших своих произведений.

После "Реквиема" памяти итальянского писателя Алессандро Мандзони (1874) наступило длительное молчание.

И лишь спустя 12 лет, в 1886 году, Верди, уже в преклонных годах, поразил мир непревзойденным шедевром – оперой "Отелло»" по трагедии Шекспира, которая значительно отличалась по манере от всего, что было сочинено композитором ранее.

Как и его музыкальный антипод, великий немец Рихард Вагнер, кстати, родившийся с Верди в один год, итальянский автор «Отелло» отказался от номерного строения оперы.

Джузеппе Верди.
Джузеппе Верди.

Музыкальное развитие происходило непрерывно, без деления на отдельные арии или ансамбли.

Свою последнюю оперу «Фальстаф», по комедии Шекспира «Виндзорские насмешницы», Верди сочинил в 1893 году в возрасте 80 лет.

Увы, у Верди не осталось потомства. Он был женат первым браком на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци, которая умерла очень рано.

Но еще раньше, умерли их дети, еще в младенчестве. В 1841 году в Париже Верди встретился с певицей Джузеппиной Стреппони, которая принимала участие в миланских постановках «Набукко» и «Ломбардцев».

Они сблизились, а спустя десять лет стали мужем и женой. Детей у них не было.

Умер Джузеппе Верди 27 января 1901 года в Милане. Он похоронен на кладбище Чимитеро монументале, где лежит цвет итальянской музыки.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить