Российский кинематограф: интеллектуальность или массовость?

На прошедшем в Петербурге совещании по вопросам развития кинематографа, на котором присутствовал и председатель правительства Владимир Путин, министр культуры РФ Александр Авдеев сообщил об успехах российского кинопроизводства.

«Наша страна вышла из кризиса кинематографии. За последние 10-12 лет практически с нуля создана киноиндустрия, имеющая большие шансы».

В нынешнем году, по словам Авдеева, в России планировалось снять 100 художественных фильмов. «Это уже достигнуто», - сказал министр. Он также отметил, что сегодня зритель требует от кинопроизводителей больше «нормальных и умных» картин, кроме того, созданных с использованием современных технологий.

Говоря о проблемах отечественного кинематографа, Александр Авдеев заявил, что недостаток финансирования – не главная беда в развитии кино. «В этом году мы получили столько средств, сколько никогда не получали», - сказал министр. По его мнению, прежде всего, надо решать кадровый вопрос, который в России «забюрократизирован», а также все, что связано с модернизацией кинопроизводства.

Российский кинематограф: интеллектуальность или массовость?
Российский кинематограф: интеллектуальность или массовость?
Кроме этого, Авдеев сообщил о необходимости увеличить в России число кинотеатров. «Сейчас у нас около 1800 кинозалов. Это для нас мало», - сказал министр. Для сравнения, в США насчитывается 38 тысяч экранов.

Свое мнение по проблемам развития отечественного кинематографа высказал и председатель правительства Владимир Путин.

По его словам, на поддержку российской киноиндустрии будут выделены "значительные средства. Не менее 2 млрд рублей в год, а с 2010 года - не менее 4,3 млрд рублей, - объявил Путин. - Принято решение о выделении значительных средств на поддержку кинематографа страны, который должен способствовать формированию ценностных установок, соответствующих интересам общества и стратегическим задачам развития страны".

"Отдельное внимание будет оказано детскому, авторскому и документальному кино, - сказал Путин. – Особую поддержку получат те продюсерские кинокомпании, которые собирают массовую аудиторию".

Председатель правительства считает, что «можно выдавать из бюджета премии или гранты в размере 10% от кассовых сборов».

Российский кинематограф: интеллектуальность или массовость?
Российский кинематограф: интеллектуальность или массовость?
Однако, возникает вопрос: если председатель правительства Владимир Путин выступает за массовость отечественного кино, а министр культуры Александр Авдеев – за его интеллектуальность, то каким образом можно совместить эти два принципа, бесспорно в равной степени важных, но редко, когда сочетающихся в одном фильме?

А также, кто и по каким показателям определяет – что есть интеллектуальность в кинематографе, а что – массовость?

Взять хотя бы новый исторический фильм «Адмиралъ», снятый на основе богатейшего исторического материала и смонтированный выдающимся оскароносным режиссером монтажа Томом Рольфом.

Поистине роскошная лента с участием лучших актеров отечественного кино, претендует и на массовость, и на интеллектуальность. Но подобные проекты сегодня даже не редкость, а скорее – случай исключительный.

И потому, наверное, не удивительно, что на премьерном показе среди зрителей нашлось немало тех, кто хохотал над самыми трагичными моментами и самыми трогательными эпизодами картины.

Может быть, стоит внести в план развития отечественного кинематографа, помимо вышеназванных действий, и вопрос воспитания современного зрителя?

Читайте еще в разделе "Культура". 

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *