Мессианов век вспоминают в Москве

Международный фестиваль «К 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана» открылся концертом в Большом зале Московской консерватории. Десятидневный марафон продлится до 13 ноября и будет проходить также в Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории.

В фестивале принимают участие ведущие российские и французские музыканты, включая симфонический оркестр «Новая Россия». За пульт встанет французский дирижер Даниэль Кавка. Камерный хор Московской консерватории (руководитель – Борис Тевлин), органисты Людмила Голуб (Россия) и Оливье Латри (Франция), харизматичный пианист Иван Соколов (Россия), ансамбль ударных Марка Пекарского и многие другие.

Пройдет двухдневная конференция, где прозвучат доклады крупнейших российских и французских исследователей музыки Мессиана.

Есть фигуры, которых невозможно изъять из истории культуры не только своего времени, но и - самой вечности. В музыке ХХ века это Рихард Штраус и Игорь Стравинский, Арнольд Шёнберг и Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Джон Кейдж, Пьер Булез и Альфред Шнитке.

Есть такие личности даже и в веке XXI-ом – и ныне здравствующие Арво Пярт и Гия Канчели. Французский композитор Оливье Мессиан, которому 10 декабря исполнилось бы 100 лет, из их числа. Он не вписывается ни в одно направление, ни в одну из школ современной музыки. Просто потому, что он сам – и школа, и направление.

Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан родился в Авиньоне, в семье учителя английского языка Пьера Мессиана и поэтессы Сесиль Соваж. В 11 лет поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил в 1930 году с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки.

Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан.
Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан.
Спустя год он стал органистом в парижской церкви Святой Троицы, коим и оставался до конца жизни, т.е. более 60 лет. Одновременно, с 1942 года он был профессором Парижской консерватории, и среди его учеников - такие столпы музыкального модернизма как Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен и Ян Ксенакис.

Оливье Мессиан всю жизнь глубоко верил в Бога, и все его творчество пронизано теолого-мистическими идеями. И органная сюита «Рождество Господне» (1935), и оратория «Преображение Господа нашего» (1969) и – одно из самых известных сочинений Мессиана - фортепианный цикл "20 взглядов на лик младенца Иисуса".

Музыкальному перу Мессиана принадлежит и пятичасовая опера "Святой Франциск Ассизский" (1983), сравнимая по масштабам разве что с шедеврами Вагнера. Одно из самых исполняемых произведений Мессиана - квартет "На конец времени", сочиненный им и впервые исполненный в 1941 году в немецком лагере для военнопленных.

Мессиан уделял большое внимание изучению традиций неевропейских культур - индийской, японской и латиноамериканской, результатом чего стала симфония «Турангалила» (1948).

Наконец, большую роль в творчестве Мессиана сыграло его увлечение пением… птиц. Он истолковывал это пение, как мистический голос природы и сам написал – для фортепиано с оркестром - "Пробуждение птиц" (1953), «Экзотические птицы" - для фортепиано, ударных и камерного оркестра (1956), "Каталог птиц" - для фортепиано (1956-58).

Мессиан успел еще и написать двухтомный трактат «Техника моего музыкального языка», а также ряд учебников и статей. И постоянно гастролировал, как органист и пианист.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить