Объединение Кипра может стать реальностью

Есть слабая надежда, что более чем тридцатилетнее противостояние греков и турков-киприотов закончится. Хотя бы потому, что обе общины Кипра проявляют большую выдержку, чем Евросоюз в Косово и Саакашвили в Грузии.

После четырехлетнего перерыва стартовали переговоры между Северным и Южным Кипром. Их проводят под эгидой ООН. Накануне президент Северной части острова Мехмет Али Талат заявил, что проблему могут решить уже до конца года. Он уверен, что на решение вопроса могут повлиять события на Кавказе и признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Северный Кипр оказался в такой же ситуации, эту республику признала только Турция. И при этом, Северный Кипр не оставляет надежды превратиться в туристический рай.

Лидеры признанной греческой и непризнанной турецкой частей Кипра сдержали свое обещание, продолжив обсуждать перспективы объединения острова за столом переговоров. При этом, как подчеркивают президент Республики Кипр Димитриос Христофиас и глава Турецкой республики Северный Кипр Мехмет Али Талат, вставать из-за этого стола они не собираются до тех пор, пока вопрос не будет урегулирован полностью.

«Нынешний переговорный процесс представляет уникальный шанс для решения кипрской проблемы самими киприотами. После того, как будет найдено решение, каждый должен будет уважать независимость и суверенитет Кипра. Надеюсь, что мы сумеем преодолеть существующие между нами разногласия», - отметил Христофиас. Как считает греческая сторона, кипрское урегулирование должно строиться на резолюциях ООН, а по его итогам на острове появится двухобщинная федерация. Если такой план, конечно, одобрят сами киприоты, которым предстоит дать оценку договоренностям на двух раздельных референдумах.

Первые поздравления кипрским лидерам поспешили озвучить в ООН. В специальном заявлении, распространенном в среду, генсек организации Пан Ги Мун приветствовал начало всеобъемлющих переговоров между двумя частями Кипра и поблагодарил обоих лидеров за продекларированное желание наконец-то объединить остров. Представителей ООН можно понять. Они всё-таки добились начала переговоров по поводу объединения спорных территорий острова. Ведь проблема непризнанного Северного Кипра более чем 30 лет не находила дипломатического решения.

Посланник Генсека ООН Пан Ги Муна Александр Даунер, бывший министр иностранных дел Австралии, выразил уверенность, что они не затянуться на неопределенный срок. "Я полон оптимизма, поскольку вижу: договаривающиеся стороны настроены на успешное завершение переговоров. Но у меня нет иллюзий, что это будет очень просто", - заявил Даунер. По его словам, основной тур переговоров начнется 11 сентября, сейчас ведется подготовительная работа.

Отмечается, что столице Кипра прошли совместные демонстрации греческих киприотов и турецких киприотов, они требовали начала мирных переговоров. Главным лозунгом был: "За объединенный Кипр!"

В 1960 году Кипр получил независимость от колонизировавшей остров во второй половине 19 века Великобритании. В ходе переговоров между Англией, Грецией и Турцией был разделён на две общины - турецкую и греческую. Британия сохранила за собой две суверенные базы Акротири и Декелия. На остров были введены войска Греции и Турции.

По Конституции 1960 года было признано существование двух самоуправляемых общин, греческой (примерно 80%) и турецкой (примерно 18%). Между двумя общинами постепенно начала нарастать напряжённость, в частности, из-за того, что установленных этнических квот турки почувствовали себя ущемленными в правах.

В результате переворота в 1974 году к власти на острове при поддержке правившей тогда в Греции хунты "черных полковников" пришла группа радикалов, что рассматривалось турецкими властями как подготовка к объединению Кипра и Греции с возможной перспективой этнических чисток по отношению к туркам-киприотам, так как переворот сопровождался крупной вспышкой беспорядков.

Турецкая армия высадилась на острове и в ходе боевых действий поставила под свой контроль порядка 35% площади острова. С того времени Кипр остается фактически разделенным на две неравные части, греческую и турецкую. В 1983 турецкий сектор провозгласил себя Турецкой Республикой Северного Кипра, однако это государство признала только Турция.

Переговоры об объединении острова ведутся давно. Последняя попытка провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против объединения проголосовали 75 % греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, 65% из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном.

В 2004 Кипр вступил в Европейский союз. Фактически членом ЕС является лишь греческая часть острова. Евросоюз считает, что юрисдикция Республики Кипр должна распространяться и на территорию, контролируемую турками. В рамках переговоров о вступлении в Евросоюз Турции, Еврокомиссия в 2005 году потребовала от Анкары признания суверенитет Республики Кипр и открытия для греков-киприотов морских и воздушных портов.

Если верить лидеру турецкой общины Али Талату, урегулирования можно достичь уже в нынешнем году и «все зависит сейчас только от греческой стороны. Если у нее есть воля, то мы в состоянии найти решение к концу года». Подобного рода заявления обе стороны делали уже не раз и намеки на то, что если кто и тормозит окончательный синтез острова, то это противоположная сторона, еще никогда до добра не доводили. Особенно, если учесть, что именно мешает сейчас «склеить остров».

Из него пытаются сделать двухзональную, двухобщинную федерацию турок и греков-киприотов. С федеративным устройством никто вроде не спорит. Главная проблема в том, как делить власть. Турки настаивают на полном равенстве двух половин или как они называют их «конституционных государств». Такая справедливость не совсем устраивает греков. Что, в общем понятно. Греки составляют 80% населения острова и контролируют около 70% его территории. Отнюдь не все греки полагают, что при таком раскладе им следует делиться с турками поровну.

Хотя и Христофиас и Талат вроде принадлежат к левым партиям и готовы на компромиссы, все решения которые они примут, обязательно должны быть одобрены на референдумах греческой и турецкой общин. На Кипре хорошо помнят, как провалилась аналогичная попытка четырехлетней давности. Тогда «за» план проголосовали турки, а «против» него – греки-киприоты.

Евросоюз давит на обе стороны и принуждает к урегулированию проблемы, поскольку кипрский вопрос у него уже давно серьёзная головная боль. Кипр входит в ЕС и может блокировать все вопросы, связанные с расширением торговли или связей с Турцией. Скорее всего, из коматозного состояния, в которое фактически завел урегулирование бывший лидер турок Рауф Денкташ, а он вообще настаивал на независимости севера, Кипру придется выходить медленно.

Однако надо отметить, что никаких новых предпосылок для объединения острова, по сути, не появилось. Каждая сторона осталась на своих позициях. Но переговоры выгодны прежде всего для Турции, так как она может получить реальную возможность продвижения в Евросоюз. Зато для греков выгоды никакой нет. И главной причиной провала переговоров может стать отсутствие гарантий со стороны турок по компенсациям за потерянное в северной части Кипра имущество.

Начавшиеся переговоры имеют и политический, и экономический смысл. На фоне обострившихся конфликтов в Косово, Южной Осетии, Абхазии есть смысл показать возможность договариваться без гаубиц и танков. Тем самым показать пример возможности ненасильственного объединения. Процесс длительный и не свойственный Грузии. В экономическом плане Кипр – это туристический рай. И терять из-за этнических дрязг миллиарды долларов никто не хочет.

Строить гостиницы, в которых будут жить только экстремалы, не выгодно. Руководству общин приходится выбирать: или вечное противостояние, или договорится полюбовно. Во всяком случае, если они придут к какому-то соглашению, то в мире будет немного тише.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить