Исполнилось 100 лет со дня рождения разработчика ракетных двигателей Валентина Глушко

Исполнилось ровно 100 лет со дня рождения разработчика ракетных двигателей Валентина Петровича Глушко, которого, как и Сергея Павловича Королева, по праву считают основоположником создания мировой ракетно-космической индустрии. "Только на двух типах ракет не установлены ракетные двигатели разработки Глушко. До сих пор 99% всех российских носителей и космических кораблей имеют на своем борту двигатели, созданные под его руководством на НПО "Энергомаш", - сообщил РИА Новости первый заместитель генерального директора этого прославленного предприятия Анатолий Фролов.

Шутка Валентина Глушко, уже вошедшая в анналы истории, и до сих пор широко цитируемая многими руководителями, кстати, не только ракетно-космической отрасли, но и авиации, звучит так: "Если есть ракетный двигатель, то к нему хоть забор привяжи - он полетит!". Вместе с тем в своих взглядах и действиях Глушко исходил только из интересов дела и, если был убежден в правоте, всегда проводил свою линию, даже если ему приходилось вступать в конфликт с непосредственным начальством - он был жестким руководителем.

Легендарные РД-107 и РД-108, с помощью которых корабль "Восток" стартовал 12 апреля 1961 года с первым летчиком-космонавтом планеты Юрием Гагариным, до сих пор считаются непревзойденными в своем классе. С тех пор на предприятии разработано свыше 60 типов мощных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). С помощью этих двигателей осуществляется вся космическая пилотируемая программа России.

С 1947 по 1988 годы в ОКБ по его идеям и под непосредственным руководством были созданы ЖРД и их модификации на высоко- и низкокипящих компонетах топлива, примененных на 17 боевых и космических ракетах. НПО "Энергомаш" в настоящее время работает по нескольким проектам с фирмами США и Украины. Начинаются работы с Южной Кореей, фирмами Франции, Швеции, Италии, Германии, Японии, Англии и других стран. Двигатель РД-170, являющийся самым мощным ЖРД в мире, высоко оценен во всех странах, в том числе в США. РД-170 успешно отработали в двух полетах на сверхтяжелом носителе "Энергия, выводившей в испытательный полет российский челнок "Буран" 15 ноября 1988 года.

Эффектная посадка орбитального корабля "Буран" в автоматическом режиме на центр посадочной полосы транслировалась по телевидению и вызвала восхищение во всем мире. Для сравнения, американские шаттлы не могут осуществлять посадку в автоматическом режиме. Создаваемый сейчас в НПО "Энергомаш" на базе РД-170 двигатель РД-180 стал победителем конкурса для модифицированной американской ракеты-носителя "Атлас", и успешно поставляется в США. На предприятии завершена разработка ракетного двигателя нового поколения РД-191. Двигатель поставлен для испытаний в составе ракеты-носителя "Ангара".

Семейство "Ангара" - новое поколение ракет, созданное на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновым двигателем. Это семейство включает в себя носители от легкого до тяжелого класса. Обладает уникальным диапазоном грузоподъемности от 1,5 до 25 тонн, что открывает новые возможности в освоении космоса. Предприятие вложило более 10 миллионов долларов в приобретение высокопроизводительных отечественных и импортных станков, в том числе с ЧПУ, сварочного и другого уникального оборудования.

Обсудить