Взгляд из Тбилиси: нужно быть безумцем, чтобы начать войну с Россией

Так совпало, что корреспондент "Правды.Ру" Нино Вирсаладзе отправилась к родственникам в Тбилиси накануне начала боевых действий в Южной Осетии. Волей-неволей, она собственными глазами увидела то, что происходило и происходит в Грузии в эти дни. Для наших читателей не является секретом, что власти "самой демократической страны на Кавказе" резко ограничили общение своих граждан с внешним миром. Речь идет не только об интернете и телевидении - до сих пор мы не можем связаться с Нино по телефону.

Предлагаемый вашему вниманию материал нашего корреспондента из Тбилиси мы получили с некоторым запозданием. Однако игнорировать его по этой причине было бы неверно. Хотя бы по той причине, что оценки произошедшего, которые звучат в Грузии, вряд ли претерпят изменения в ближайшее время.

- В Тбилиси я приехала в отпуск перед самой войной. Казалось бы, ничего не предвещало начала военных действий, бомбежек и стрельбы. Заметно спокойней стало в столице: кто-то из знакомых открыл свой магазинчик, кто-то строил планы на будущее о создании своего бизнеса, стали возвращаться те, кто уехал из Грузии еще в прошлую войну - в 1991 году - в надежде вложить накопленные средства в свое дело.

См. также по теме: Анна Кокоева: Я сидела и ждала, когда нас убьют

Между тем, слово "война" зловеще витало в воздухе. "Оппозицию практически подавили, ждут финансового кризиса", - описывал ситуацию в стране знакомый политолог.  "Но войны, надеюсь не будет, нужно быть безумцами, чтобы ввязаться в очередное военное противостояние, да еще с Россией", - то ли себя, то ли меня успокаивал он.

Прошло несколько дней, когда начали раздаваться выстрелы в зоне конфликта. Тогда еще никто не верил, что привычные, в общем-то, перестрелки перерастут в войну. С первыми выстрелами в зону конфликта уехали мои друзья-журналисты - Саша Климчук и Гига Чихладзе. Связь с ними прервалась через несколько часов. Вечером на их поиски мы отправиться не успели, а на утро Гори уже бомбили и никого туде не пускали. Только спустя два дня мы узнали, что оба погибли в первый же день.

В течении первых дней по грузинскому ТВ сообщали о победах грузинской армии - Цхинвали взят, жертв практически нет. "Наше правительство, вероятно, договорилось. Нам отдадут Цхинвали и часть Абхазии, будут совместные проекты", - убеждали меня, так сказать, "люди сведующие".

См. также по теме: Инга Джиоева: Грузинским солдатам было безразлично кто перед ними - женщины ли, дети ли...

Надежды на тайный договор не оправдались. Уже на следующую ночь появилась первая информация об авиаударах. Сначала Сенаки и Поти, откуда в Тбилиси хлынул поток беженцев. Потом авиаудары разбудили тбилисцев - 31-й завод, "Тблисское море", район аэропорта. Страх и паника охватила столицу. И если правительства искали себе оправдания - почему началась эта война, то город жил по своим законам.  Грузины, русские и осетины пытались помочь друг другу. "Это война была не нужна никому, мы не должны стрелять друг в друга", - это я слышала на протяжении шести дней военных действий в Тбилиси. "Мы все оказались в ловушке", - говорили прохожие, заслышав русскую речь. Страх и горе объединили всех, кто не уехал из города.

Риторика  нарастала с каждым днем, вслед за заявлениями о доблестных победах грузинской армии последовало сначала признание властей в поражении, затем обвинения в агрессии, оккупации и геноциде. Российские каналы, сайты и радио заблокировали. Новости о ситуации в зоне конфликта люди сообщали друг другу быстрее, чем информация появлялась по ТВ.

Рассказывали о том, как совсем "зеленых" мальчишк-резервистов направили в гущу военных событий. Сколько из них не вернулись домой - неизвестно до сих пор. По официальной информации, во время боевых действий погибли 194 человека с грузинской стороны. Неофициально источники в Минобороне говорят о 3 тысячах погибших. Тбилиси город маленький - участники событий рассказывают о невообразимых потерях, о гибели друзей, о которых пока все молчат.

См. также по теме: Новые свидетельства очевидцев грузинской агрессии: Я хоронил брата прямо под воздушным боем

После безумных шести дней был подписано перемирие, но мир в дома так и не пришел - в зоне конфликта по-прежнему стреляли, Тбилиси лихорадило от сообщений, что русские танки идут на город. У каждой из сторон была своя правда. Грузинские власти сообщали об оккупации и искали помощи и поддержки у мирового сообщества. Российские власти говорили о защите российских  граждан в Осетии, но при этом забыли о нескольких тысячах россиян в охваченной войной стране. В посольстве и консульстве РФ в Грузии лишь посоветовали выбираться кто как может.

Так что русские и грузины, несмотря на войну, помогали друг другу кто как мог - приносили друг другу ужин, смотрели по вечерам вместе информационные выпуски и ругали правительство, каждый свое - за горе и боль, принесенную людям. Сообщили о первых беженцах, сначала о 28 тысячах, потом о 60-ти. Дети и женщины разместились в зданиях школ и детских садов, им не на чем спать, нечего есть и некуда идти.  Мы не успели открыть багажник машины, чтобы выгрузить мешки  с вещами, как несколько причитающих женщин уже раздавали  содержимое.  Страх, боль, безысходность... Тем временем PR-война лишь набирает обороты. Россию обвиняют в оккупацию, россиские войска в морадерстве. Как будут дальше будут жить бок о бок соседние государство - остается только гадать. "Это война политэлиты за власть, а люди в чем виноваты?", - риторически задавались вопросом тбилисцы.

Победили и проигравшие: кто и что выиграл в этой войне

До последнего момента, пока стрельба в зоне конфликта не переросла в откровенную войну, в Тбилиси верили, что есть некий тайный договор между Москвой, Тбилиси и Вашингтоном о переделе сфер влияния и конфронтация между Грузией и Россией будет снята.  Бизнесмены строили планы о сотрудничестве и возвращении на российский рынок, подписывали контракты и готовили проекты. "Мы соседи и никакая Америка не может помешать нашему сотрудничеству. Есть определенные договоренности о разделе территорий, олимпийские объекты в Сочи еще вместе строить будем", -  успокаивал в первый день войны  меня известный в Грузии бизнесмен, приближенный к первым лицам страны.  Войны с Россией в Тбилиси, несмотря на постоянные слухи о приближающихся военных действиях, не ждали.  Почему дипломаты и политики уступили место военным, кто проиграл и кто выиграл в этой войне, что дальше будет дальше?

Политолог Рамаз Климиашвилши считает, что избежать военных действий  было практически невозможно. На его взгляд все другие возможности были исчерпаны.

На вопрос  -  "Кому выгодна эта война?"  - политолог ответил, что всем. "России, потому что она показала миру, что с ней нужно считаться. Грузия старается доказать, что ей необходима защита НАТО от российской агрессии. Америка проверила "границу терпения" России.

- Так кто проиграл и кто выиграл в этой войне?

- Все слишком зыбко на настоящий момент. Вокруг этой войны ведется большая политическая игра. Победы России наиболее весомы на данный момент, хотя власти Грузии стремятся заверить в своих победах.  Россия  укрепила свои позиции в СНГ -  никто не последовал примеру Грузии и не покинул Содружество. Укрепились позиции России на Украине – так как Восточная Украина  поддержала Кремль, а западная часть задумалась - нужно ли ссориться с Россией.  Несмотря на то, что Запад и Европа осуждают действия России, она закрепила за собой право сильного - продемонстрировала, что с ней нужно считаться. США убеждают мир, что Россия недемократичная и агрессивная страна, а значит их план по расширению НАТО на Восток оправдан. Бюджет США на военные нужды в будущем вполне может быть увеличен.

- Что эта война принесла Грузии?

- Гуманитарную помощь. Еще Грузия потеряла шанс на возвращение Южной Осетии и Абхазии. Возможность урегулировать конфликты отброшена на 15-20 лет назад. Грузия старается убедить мир, что маленькая страна пострадала от агрессии большого агрессивного государства и для ее защиты  должны принять решение о присоединении к плану действий по вступлению в НАТО в декабре.

- И какова вероятность вступления Грузия в НАТО?

- США безусловно будут лоббировать принятие Грузии в альянс. При наличии политического решения это возможно, но вероятность не очень велика.

- Надеялась ли Грузия на вмешательство США в конфликт с Россией?

- Да, об этом не раз заявлял Саакашвили. Потом он признался, что зря надеялся на помощь. Конфликт между США и Россией из-за Грузии практически невозможен. Мне кажется, не случайно Буш сделал довольно жесткое заявление в адрес России уже после того, как Саркози поговорил с Медведевым. Я думаю, что еще многие пункты остаются предметом переговоров между США и Россией.

- Возможно ли возобновление военных действий?

-Убежден, что нет. Грузинская армия теперь находится в таком состоянии, что о возобновлении огня просто не может быть и речи.

-  Как вы считаете – война укрепила пошатнувшиеся позиции Саакашвили?

- Во время войны народ всегда объединяется.  И вполне закономерно, что наблюдается единение и консолидация народа. Однако со временем возникнут вопросы – кто несет ответственность за произошедшее. Власти придется ответить на многие вопросы, на которые у нее вряд ли есть ответы.  Возникнет проблема беженцев. Чем быстрее Россия выполнит договоренность и покинет Грузию, тем  быстрее возникнет вопрос ответственности за произошедшее. Ответственность, как известно, несут обе стороны.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить