Генрих фон Клейст и Лени Рифеншталь

Известный кинодокументалист и режиссер Лени Рифеншталь оказывается собиралась экранизировать драму Генриха фон Клейста. Фильм мог бы оказаться классикой исторического кино, выгодно отличающийся от голливудских костюмированных блокбастеров. В Германии открываются сразу две тематические выставки, посвященные роли произведений Клейста при нацистском режиме. Там представлена и работа Рифеншталь, которая так и не была снята.

«В период Веймарской республики немецкий театр был не только самым лучшим в мире, но он имел сильную политическую окраску, которая стала доминировать еще до Первой мировой войны. Нацистам же достичь прежних эстетических высот и внимания общества не удалось», - констатирует сегодня питерский историк Олег Пленков .

В репертуаре немецких театров преобладала классика. Нацистские критики считали Шекспира «величайшим творцом нордической драмы характеров», «великим освободителем германского духа». Кроме Гёте и Шиллера , которых охотно ставили на подмостках (что не помешало властям в 1941-м году запретить народную драму «Вильгельм Телль», поскольку в ней оправдывалось убийство тирана), часто ставили Генриха Клейста. Особенно его комедию «Разбитый кувшин» (1809) и драму «Принц Фридрих Гомбургский» (1821). Последнюю, кстати, блистательно перевел на русский язык Борис Пастернак , который блестяще знал немецкий с детства.

Генрих фон Клейст (1777 – 1811) родился в военной прусской семье и был вынужден служить офицером, хотя ненавидел армейскую жизнь. Он принимал участие в войне с революционной Францией. В университете, под влиянием идей Иммануила Канта разочаровался в науке, уверовав в главенство чувства над разумом. Полгода, по обвинению в шпионаже, он провел во французской тюрьме. Написал несколько воинственных произведений, в которых призывал немцев подняться с оружием в руках против Бонапарта.

Разоренный неудачливый издатель, непризнанный современниками писатель, чьи произведения отверг великий Гёте, преследуемый неудачами в личной жизни, Клейст не раз пытался найти партнера для двойного самоубийства. Все решила его встреча с 30-летней Генриеттой Фогель. Молодая женщина была смертельно больна и жила с нелюбимым мужем. Она и предложила совершить совместное самоубийство.

Восхищенный Клейст писал другу: «Я обрел подругу, чей дух парит, как молодой орел – подобной я не встречал еще никогда в жизни – ей внятна моя печаль… хотя ей по силам осчастливить меня здесь, на земле, она жаждет умереть со мной».

Влюбленные сняли гостиничный номер возле Потсдама и пошли на прогулку в лес, к берегу озера Ванзее. Сначала Генрих прострелил сердце возлюбленной, потом выстрелил себе в рот. На гостиничном столике остались лежать предсмертные письма обоих.

Несмотря на невысокую оценку творчества Клейста, данную его соотечественником поэтом Готфридом Бенном, который считал, что из-за его «Пентесилеи» у писателя нет будущего в Третьем рейхе, это произведение будущего самоубийцы заинтересовало режиссера и кинодокументалиста Лени Рифеншталь . Она собиралась экранизировать этот древнегреческий миф, совершенно иначе интерпретированный Клейстом.

Царица амазонок Пентесилея влюбляется в героя ахейцев Ахилла, забыв о том, что любовь и замужество амазонкам запрещены - они должны брать себе женихов, победив их на поле боя. Влюбленный Ахилл притворяется, будто он в плену царицы амазонок. Верховная жрица обвиняет Пентесилею в нарушении закона. Ахилл передает ей вызов на поединок, который, по его мнению, поможет соединиться с возлюбленной. Не поняв замысла героя, вышедшего на бой безоружным, обезумевшая царица спускает на него псов и убивает любимого своими руками. Когда сознание возвращается к ней, Пентесилея умирает, не в силах пережить утрату.

Рифеншталь хотела сама сыграть роль царицы амазонок. Натуру присмотрели на ливийском побережье. Лени вместе с актрисой Бригиттой Хорни (Brigitte Horney) начали брать уроки верховой езды. На выставке есть собственноручные замечания режиссера, а также газетные рецензии на фильм, который в свое время вызвал большой ажиотаж. В отличие от позднейших голливудских костюмированных фильмов, эта историческая картина должна была сниматься в бежево-коричневых тонах.Выбор ландшафта и текст Клейста также играли очень большую роль.

К сожалению, помешала война. Изменились планы снять и фильм-портрет Генриха фон Клейста, который Рифеншталь планировала снять сразу после «Пентесилеи». Сохранилось письмо Рифеншталь, написанное ею на имя президента общества любителей Клейста, в котором режиссер просит прислать ей книгу, «в которой по возможности просто, по-человечески говорилось о жизни и произведениях фон Клейста». Эту книгу, пишет Лени, она хотела бы передать «фюреру». Неизвестно, что произошло дальше.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить