Участник событий 1968 года: "Чехи жили при коммунизме"

В Чехии и Словакии отмечают 40-ю подавления «Пражской весны». Непосредственный участник тех событий, рядовой Сергей Маслов рассказал "Правде.Ру", что происходило тогда в Чехословакии, и что нечего вешать на советских солдат "всех собак". При этом нашему герою показалось, что чехи тогда жили... при коммунизме.

В Чехии и Словакии отмечают 40-ю подавления «Пражской весны». Долгие годы советские войска обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, а ответы из Москвы были весьма вялыми. Противники России всё время забывали, что в Чехословакию входили не только подразделения Советской Армии, но и армий ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии. Причём советские войска были настроены наиболее миролюбиво из всех союзников.

Читайте: Эхо 1968 года: противоречивые итоги подавления "Пражской весны" .

О событиях 21-22 августа 1968 года в Чехословакии « Правде.Ру » рассказал их непосредственный участник, тогда рядовой танковых войск Сергей Маслов.

Как ваше подразделение оказалось на территории Чехословакии?

В Чехословакию нас перебросили из ГДР, где мы находились, стояли месяца три и ещё участвовали в учениях. О том, что мы пойдём на Прагу, давно ходили неясные слухи. Да и сами командиры не раз говорили, что в Чехословакии ожидаются учения по типу тех, которые проходили в ГДР и Польше.

Потом стали говорить, что там что-то неладно, что среди чехов, как недавно у венгров, зреет измена и что они готовы передаться на Запад и что мы должны успеть до повторения этих событий.

Что вам говорили в тот момент, когда поступил приказ идти на Чехословакию?

В августе 1968 года нам сказали, что мы должны помочь вместе с другими братскими странами чехословацкому народу и народной армии отстоять завоевания социализма и не допустить туда прихода американцев. И хотя нам объявили, что чехословацкая армия сопротивляться не будет, боеприпасы нам всё же выдали на случай, если силы контрреволюции и международной реакции предпримут провокации. Но применять оружие разрешили лишь в самых крайних случаях, причем если кто-то потом из толпы бросал в танки бутылку с бензином, стрелять не разрешали.

Читайте: Американский радар защитили "Пражской весной" .

Оказывали ли вам сопротивление?

Сами чехи сопротивления почти не оказывали. Вернее, они его оказывали таким образом, что оружие применять было нельзя. Например, выстраивались поперек дороги огромной толпой, блокировали движение техники, бросали в нас всякой дрянью и кричали разные ругательства. Однако стоило кому-то зазеваться – на него тут же нападали из-за угла. В общем, бывало, и постреливали и все опять из-за угла. Получалось, что в нас стреляли, а мы – нет.

В итоге наши общие потери ранеными и убитыми составили около роты. Больше половины потерь приходилось на разного рода несчастные случаи и неосторожное обращение с оружием. Но человек 10 были убиты чехами вполне определенно.

Или другой случай: нашей колонне преградила путь огромная толпа из детей, кричавших нам то, что нас невероятно бесило: "Фашисты!" Головной танк стал объезжать эту толпу, однако по её сторонам был такой откос, что он перевернулся, и весь экипаж из трех человек погиб.

Как вели себя советские воины и солдаты из других стран Варшавского договора?

Я не припомню случая, чтобы советский солдат сделал плохо кому-то из чехов. Потому, видимо, они и кидали в нас всякой дрянью. По соседству с нами стояли немцы, которые входили в Прагу почти один в один как в наших фильмах про войну чуть что не с закатанными рукавами. Сначала кто-то пытался организовать что-то вроде баррикад из легковушек на их пути. Но немцы не растерялись и просто переехали их танками, даже не обернувшись. И вообще, где видели косой взгляд, чуть что - били в морду.

Да и поляки тоже спуску не давали. Про остальных не знаю, не сталкивался, видел болгар, они нам "братушки" кричали. И чехи в них ничего не бросали и тем более не стреляли, боялись. Кстати, с немцами мы дружили ещё тогда, когда стояли у них. Бывало, что едешь, а тебе цветы бросают, не то, что эти. И не война, и не мир, а черт знает что, как клоун какой себя ощущал. Так и другие наши говорили.

Потом помаленьку они стали угомоняться. Немцы говорили нам, что с ними (чехами) надо чуть построже и тогда будет тихо. Потом и правда стихло всё, нас отвели из Праги, а потом, по осени, точного числа не помню, вроде как в октябре, вообще вывели из Чехословакии.

Что вас поразило в Чехословакии?

Как и в ГДР поразило то, что и чехи, и немцы, поляки – нет – жили лучше нашего. Я сам из Ярославской области, но таких магазинов как там, и чтобы столько всего было, не видел даже в Москве. И конфеты, и колбасы столько, что глаза разбегаются, и папиросы разные, чего только нет! И наши возмущались: "Чего им ещё надо? Им бы с год пожить у нас, то, поди, задумались бы! От Гитлера освободили, живут как при коммунизме и еще чего-то хотят!"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить