Грузия может напасть на Южную Осетию без объявления войны

Южная Осетия обвинила Грузию в начале агрессии, грузинская стороны отрицает начало широкомасштабных боевых действий. Обстановка в непризнанной республике становится всё более напряжённой, а Россия уже является пострадавшей стороной. Ситуацию в зоне конфликта прокомментировал «Правде.Ру» депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Константин Фёдорович, как вы считаете – возможна ли в Южной Осетии настоящая война?

Если говорить о военных действиях, а не о войне в духе 17 или 18 вв. с объявлением войны, разрывом дипломатических отношений, то современные государства применяют совершенно иные, более изощренные методы. И мы видим, что сегодня без формального объявления военных действий Грузия вовлечена в такие военные действия против юго-осетинской стороны. Действия, которые, безусловно, несут риск и угрожают нашему миротворческому контингенту.

Читайте по теме: Южная Осетия обвинила Грузию в начале агрессии .

Почему это произошло? Думаю, что вся эта ситуация в этом регионе Кавказа, если можно так выразится, чревата или беременна возобновлением военных действий. Поворот от мира к войне вновь произошел после прихода к власти Михаила Саакашвили. До него Эдуард Шеварднадзе заигрывал с осетинской стороной в грузино-осетинском урегулировании, рассчитывал на мирное возвращение Осетии.

Ему помогало то обстоятельство, что, в отличие от Абхазии, он лично не отдавал приказов о начале конфликта в Осетии. В начале конфликта в Абхазии это были приказы Шеварднадзе, с ним связанные, а вот пальма первенства или сомнительная честь инициатора грузино-осетинского конфликта принадлежит предшественнику Шеварднадзе – Звиаду Гамсахурдия.

Поэтому Шеварднадзе весь свой период не обострял положение в зоне конфликта, и человеческие, бытовые, торговые связи начали налаживаться. Атмосфера кардинальным образом изменилась с того момента, как к власти пришел Саакашвили. Он решил, что Южная Осетия в силу своего географического положения, уязвимости в военном отношении представляет более легкую добычу, чем Абхазия. И, идя от простого к сложному, сначала ликвидировал остатки Аджарской автономии, а затем уже попробовал на прочность Южную Осетию и заодно решимость России выполнять свои обязательства.

Такое поведение Грузии резко изменило весь контекст грузино-осетинского урегулирования. Прервало все о начавшиеся было положительные тенденции в этом регионе, обострило, вернуло вспять самые худшие времена грузино-осетинского противостояния. Так что то, что сейчас происходит, могло происходить раньше и происходило в каких-то формах, могло произойти позже. Но, безусловно, при нынешних грузинских властях, при нынешней грузинской политике в той или иной форме это рано или поздно было неизбежно.

Может ли Грузию получить «добро» на войну от США и Евросоюза?

Грузия не только злоупотребляет миром в этом регионе, прибегает к недозволенным приемам - обстрелам городов с помощью тяжелой техники и минометов, убийствам из-за угла, засадам, провокациям против миротворческого корпуса. Она развивает свое наступление и на дипломатическом, и на политическом фронте тоже. Она, добившись определенной благосклонности и покровительства со стороны Соединенных Штатов, злоупотребляет этим покровительством в расчете на то, что чтобы она не сделала, США и другие члены НАТО выгородят её.

Надо заметить, что эти надежды Грузии не безосновательны. По крайне мере декларативно, на уровне политических документов мы знаем, что Соединенные Штаты поддержали усилия Грузии по одностороннему информированию международных организаций, представлению ситуации в одностороннем виде.

Читайте: Нападение на Южную Осетию организовали в США и на Украине .

Этим вдохновлялась и резолюция ОБСЕ в Астане, принятая Генеральной ассамблеей по событиям в зоне этих конфликтов. Кроме этого, как я уже сказал, в политическом плане Грузия сегодня предпринимает очень рискованную попытку и делает это в отношении Осетии, готовится сделать это в отношении Абхазии. Она пытается подменить диалог с осетинской стороной в процессе урегулирования фальшивым диалогом с ею самой поставленными марионетками…

Марионетка – это «президент по версии Тбилиси» Дмитрий Санакоев?

Да. В случае с Осетией речь идет о г-не Санакоеве, который был извлечен из небытия и представлен как легитимный представитель юго-осетинского народа. Как мы понимаем, эти демократические и политические прикрытия одного и того же курса на насильственное возвращение Южной Осетии в состав Грузии. Можно спорить о том, готова ли Грузия к войне, есть ли у нее конкретный план начала широкомасштабных боевых действий в ближайшее время, мы можем находить подтверждение этому.

Грузия будет пытаться это опровергать, но это в данном случае детали. Важно то, что весь курс государства Грузии с момента прихода к власти Михаила Саакашвили и до сих пор направлен на контрактационное разрешение конфликта в Южной Осетии. Это главная и безусловная, на мой взгляд, истина.

Может ли Россия избежать втягивания в конфликт?

Что касается России, окажется она втянутой в конфликт или нет, Россия не может быть не втянута. Она уже втянута. Поскольку Россия несет обязательства как посредник и миротворец, она обязана реагировать на нарушения статус-кво, на нарушения режима прекращении огня. Если она этого не будет делать, то грош цена посреднической роли России и ее авторитету на Кавказе. Именно это ее обязанность и она должна быть исполнена.

Я отдаю должное усилиям Министерства иностранных дел и наших дипломатов, и советников нашего миротворческого контингента. Но боюсь, что сейчас речь идет о гораздо более жестких необходимостях. О необходимости пресечь агрессивные намерения грузинской стороны и остановить сползание к широкомасштабному конфликту. Не мы, а американцы дали подобного рода операциям название «принуждение к миру». Вот такое принуждение к миру в форме разоружения сторон и, прежде всего, грузинской, избавление ее от наступательных военных потенциалов в этом регионе и должно быть проведено.

Без такого шага, который, безусловно, вызовет противоречивую реакцию друзей Грузии и самой Грузии мы не может быть гарантированы, что наши граждане, наши военнослужащие не будут гибнуть и терпеть ущерб в зоне конфликта. Мы уже являемся пострадавшей стороной, потому что это на нашу территорию прибивают беженцы из Южной Осетии.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить