Ветеран КГБ СССР сожалеет о преследовании Солженицына в 1970-х годах

Разумеется, все это было санкционировано на высшем уровне ЦК КПСС, отметил он.

"Существовала статья 190-прим. Сейчас уже не помню, как она звучала, клевета в адрес строя или антисоветская пропаганда, - с тех пор прошло не так много лет, но кажется, что целая вечность, - но она предусматривала уголовное наказание. Не дело органов безопасности было рассуждать, правильная она была по сути или нет, мы были лишь исполнители. Было поручение ЦК - принять меры к этому "самому злостному клеветнику на социалистическую систему в СССР".

Разумеется, такие книги, как "Архипелаг ГУЛАГ" и высказывания Солженицына подпадали под эту статью Уголовного кодекса. Но в то же время все понимали, что если его арестовать, то поднимется слишком большой шум в мировом общественном мнении. Его надо было избежать, и тогда из двух зол выбрали наименьшее - решили выслать А.Солженицына в Германию. Это предложение было санкционировано ЦК КПСС, а исполнители были работники КГБ", - сказал бывший член руководства КГБ.

Подумав немного, он добавил: "Сами себе тогда делали врагов. Давали разрешение на выезд евреям, добиваясь при этом политических уступок. И что это нам дало?" "А Солженицын оказался великим человеком и истинным патриотом страны. Ведь он мог бы жить за границей припеваючи, богато, но не захотел, вернулся в страну, потому что очень хотел преобразовать ее. И он выполнял эту свою миссию до конца своих дней. Пусть не покажутся кощунственным мои слова, но многие сейчас наверняка сожалеют об этом и говорят: мир праху его", - сказал он.

Обсудить