У «Ла Скала» - юбилей

Сегодня исполнятся 230 лет со дня открытия цитадели мирового оперного искусства - миланского театра «Ла Скала».

3 августа 1778 года «Скала» как называют ее итальянцы, открылась специально написанной к этому случаю оперой Антонио Сальери "Признанная Европа". Здание было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини очень быстро - за 15 месяцев - в стиле неоклассицизма.

Спешка объяснялась тем, что оперный театр "Салон Маргариты", размещавшийся прямо в Королевском дворце, сгорел дотла, и меломаны проявляли страшное нетерпение. Они-то и нашли место для строительства нового театра – сбросились, да и купили участок, где некогда стояла церковь Санта-Мария-делла-Скала, по названию которой новый театр и получила свое имя.

Шероховатый мрамор церковных колонн и сейчас можно пощупать в подвальных помещениях за главной сценой театра. До конца XVIII века на сцене «Ла Скала», кстати, ставились также и драматические спектакли и выступала популярная в то время труппа Театра марионеток.

Самый известный в мире оперный театр внешне, да и внутренне – с архитектурной стороны - совершенно не соответствует своей репутации – он кажется маленьким. Тесные фойе, перед узким фасадом – портик с четырьмя акрами, предназначенный для предохранения от дождя подъезжавших в каретах сановных зрителей. Такая скромность объяснялась тем, что при проектировании и строительстве театра перед ним не было никакого пространства, не было предусмотрено даже и туалетных комнат.

Однако зал все же был пятиярусным, в том же классицистском стиле, что и само здание – потолки без росписей, красный бархат кресел и обивки, позолота, серебристые и белые тона, Стены были обтянуты красным узорчатым шелком с золотой нитью, а зал освещали хрустальные люстры.

Когда-то в ложах помещались лишь два кресла для дам, а кавалеры стояли сзади. В партере, предназначенном для «плебса», поначалу и вовсе не было сидячих мест –лишь потом появились складные (или передвижные) стулья. Не было даже оркестровой ямы – она появилась в «Ла Скала» лишь в 1907 году - до тех пор оркестр сидел практически в партере, за невысоким барьером.

Акустика же всегда была идеальной. Особенно наверху, так что настоящие меломаны, несмотря на неудобства, предпочитают и нынче верхние ярусы. Именно туда направляла всю мощь своего голоса и « Divina » (Божественная) Мария Каллас, выбрав специальную точку на сцене, называемую среди знатоков "C-point" – она находилась чуть ближе к левой от зрителя кулисе.

В 1943 году во время второй мировой войны здание «Ла Скала» было разрушено авиабомбежками и восстановлено уже в 1946 году в первоначальном виде инженером Л. Секки. А в 1955 году спектаклем "Тайный брак" Чимарозы был открыт филиал "«Ла Скала»" – "Пикко»Ла Скала»". На малой сцене в 500 мест стали идти произведения композиторов XVII-XVIII и начала XIX веков - оперы, предназначенные для небольших ансамблей - а также сочинения современных молодых авторов.

В январе 2002 года «Ла Скала» закрылась на реконструкцию. Швейцарский архитектор Марио Ботта за три года построил вне исторического здания XVIII века новую сценическую структуру, включая и складские помещения, обновил зрительный зал, а также рабочие кабинеты здания.

Нынешняя сцена «Ла Скала» имеет 30 метров в глубину, и на такую же высоту над ней подняты колосники. Так что в зале можно ставить даже и очень сложные спектакли. А за сценой все происходит почти так же, как и сотню лет назад. Почти все механизмы остались ручные: станки поднимаются и опускаются посредством восемнадцати больших чугунных колес, синхронно приводимых в движение восемнадцатью рабочими, а декорации сменяются при помощи системы тросов и противовесов.

Конечно, в театре появились компьютеры: свет и пожарная охрана управляются с единого пульта. Однако и после реконструкции все, что только можно делать именно вручную – так и происходит. Такова концепция руководства «Ла Скала». 7 декабря 2004 года также оперой Антонио Сальери "Признанная Европа" театр открыл сезон в реконструированном здании.

На время реконструкции «Ла Скала» давала свои спектакли в суперсовременном здании театра «Дельи Арчимбольди» – втором по величине оперном театре мира после Парижской оперы - построенном на окраине Милана. Он вмещает 2375 человек, что на пятьсот человек больше, чем умещается в старом здании. А вот сцена точно такого же размера, как и в старом театре — 16 на 12 метров. 19 января 2002 года в нем состоялась премьера "Травиаты". В

Каллас.
Каллас.
новом здании использованы все самые современные технологии в акустике и механизмах сцены. Новый театр стал дополнением ««Ла Скала»» и работает параллельно с ним.

Основой репертуара «Ла Скала» всегда были оперы итальянских композиторов. Это прежде всего П. Гульельми, Д. Чимароза, Дж. Паизиелло. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень". И с нее началась в «Ла Скала» россиниевская эпоха. Премьеры "Турка в Италии" и "Сороки-воровки" Россини прошли именно на этой сцене.

С 30-х годов XIX века репертуар «Ла Скала» связан с творчеством крупнейших композиторов Италии, многие произведения которых были поставлены на сцене этого тетра впервые: «Лукреция Борджа» Г. Доницетти, "Пират" и "Норма" В. Беллини, "Оберто", "Навуходоносор", "Отелло" и "Фальстаф" Дж. Верди, "Мадам Баттерфляй" и "Турандот" Дж. Пуччини. Здесь исполнялись оперы А. Бойто, Л. Понкьелли, Дж. Каталани.

В ХХ веке на сцене «Ла Скала» ставятся произведения мировой классики и оперы современных композиторов. Среди них: "Парсифаль" и "Золото Рейна" Р. Вагнера, "Пиковая дама" П. Чайковского, "Пеллеас и Мелисанда" К. Дебюсси, "Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского, "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева и "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, «Енуфа» Л. Яначека.

Главным богатством «Ла Скала» всегда были исполнители, выступавшие в его стенах. Легендарных оперных звезд 19-го века М. Малибран и А. Патти, Ф. Таманьо и Дж. Рубини сменили Т. даль Монте и Дж. Симионато, Э. Карузо и Т.Руффо. На сцене театра блистали и русские гении Ф. Шаляпин и Л. Собинов.

Особая эра в деятельности театра связана с именами Марии Каллас и Ренаты Тебальди - главными примадоннами ХХ века и главными соперницами в «Ла Скала». Для всего мира Каллас стала олицетворением этого театра. Именно в нем она не пропустила ни одного своего спектакля, тогда как в любом другом театре могла и не явиться на спектакль, сославшись на "дурное настроение". Этой самой борьбы Тебальди, как раз, не выдержала и уехала в Америку и в «Ла Скала» уже больше не вернулась.

И за дирижерским пультом «Ла Скала» стояли выдающиеся мастера: В.Де Сабата и Т. Серафин, К. Бем и Г. фон Караян, К.Аббадо и Р. Мути. Особой же эпохой в истории тетра стал Артуро Тосканини. Он впервые появился за дирижерским пультом театра в 1887 году, когда был вынужден заменить освистанного публикой дирижера. Его привезли из отеля буквально прямо на сцену. И продолжением спектакля он дирижировал без партитуры, по памяти. Тосканини и вообще обладал фантастической фотографической памятью – он с первого взгляда запоминал страницы партитуры целиком.

Его дирижерский дебют в "Скала" прошел с триумфом, а в 1898 году он стал главным дирижером «Ла Скала». Именно с именем Тосканини связано превращение «Ла Скала» в лучший оперный театр мира. В 1931 году Тосканини из-за нежелания сотрудничества режимом Муссолини уезжает в Америку, а, узнав о разрушении театра после окончания войны, жертвует на его восстановлении миллион лир. В апреле 1946 года Тосканини дирижирует концертом на открытии театра «Ла Скала» после восстановления.

Сезон 2008-2009 года в «Ла Скала» традиционно откроется 7 декабря, в день святого Амвросия – покровителя Милана. Прозвучит опера Джузеппе Верди «Дон Карлос» под управлением Даниэля Гатти. Предварительно 4 декабря состоится показ этого спектакля для молодежи за символическую плату в 10 евро. В новом сезоне будут показаны также «Средство Макропулоса» Л. Яначека, «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Альцина» Г.- Ф.Генделя, «Путешествие в Реймс» Дж. Россини, а также ранняя опера Дж. Верди «Двое Фоскари» и одно из его самых последних сочинений – великая «Аида».

Трижды театр «Ла Скала» гастролировал в Москве на сцене Большого театра. Первые гастроли состоялись в сентябре 1964 года. Тогда «Ла Скала» привезла "Лючию ди Ламмермур" Г. Доницетти, "Севильского цирюльника" Дж. Россини, "Турандот" и "Богему" Дж. Пуччини, а также "Трубадур" и "Реквием" Дж. Верди и большую концертную программу. Затем - в мае 1974 года - были показаны "Аида" и "Симон Бокканегра" Дж. Верди, "Золушка" Дж. Россини, "Норма" В. Беллини и "Тоска" Дж. Пуччини и концертная программа.

Тебальди.
Тебальди.

Третьи гастроли «Ла Скала» на сцене Большого прошли в октябре 1989 года. Тогда были исполнены "Адриенна Лекуврер" Ф. Чилеа, "Так поступают все женщины" В.– А. Моцарта, "Капулетти и Монтекки" В. Беллини и "Турандот" Дж. Пуччини, а также "Реквием" Дж. Верди.

В 2006 году «Ла Скала» и Большой театр заключили беспрецедентный договор о сотрудничестве сроком до 2010 года. Подписанный договор предусматривает обмен всеми творческими коллективами Большого театра и ««Ла Скала»». Обменные гастроли начались в мае 2007 года, когда в Милан отправился Большой балет, а завершатся в сентябре-октябре 2010 года гастролями оперной труппы ««Ла Скала»» в Большом театре.

В рамках этого договора 3 июля 2009 года на сцене «Ла Скала» будет показан «Евгений Онегин» П. Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова. Дирижировать спектаклем будет главный дирижер Большого театра Александр Ведерников.

Читайте и другие материалы в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить