Нерв Высоцкого

25 июля – очередная дата. День памяти Володи Высоцкого. Мы в очередной раз увидим плохие фильмы – и не надо говорить – лишь бы помнили. Кому надо, те и так помнят. Статья или киношка ради «галочки». А не лучше ли послушать ЕГО. Он умел все выразить так, как не многие могут. Иногда лучше жевать, чем говорить. Помолчим.

«А всё равно меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут», - так передала слова своего сына Нина Максимовна после того, как Высоцкий поговорил по телефону с очередным хитрожопым редактором. Угнетает, когда сейчас начинают лить сопли, дескать, бедняжечка Гундарева сама детишек не рожала, а играла мамочек; Высоцкий был пьяница и наркоман; и далее – про других. В блогах никому, слава богу, неизвестные пьяницы и дегенераты тихонько вякают про известных людей. На ТВ, как и в других местах, чуть более продвинутые тоже пытаются выразить свою сучность. Получается как всегда плохо.

Вот вам оказия по имени Соломон Волков. К песне про "волков" он имеет такое же отношение, как и к библейскому Соломону - разве имячко то. Когда критик-мозгляк пишет по-английски, что, видно ему - Соломону, "трудно осознать корни (?) и размеры (размер имеет значение? - ред. ) беспрецедентной славы Высоцкого, Окуджавы, Галича и некоторых (интересно, кого же? - ред. ) других отечественных "бардов" (кавычки от Соломона - ред. ). Цитата: "Она (слава - ред. ) не перешагнула границ русскоязычного мира. Помню, как я уговорил сходить на выступление Высоцкого в Нью-Йорке рок-критика "Нью-Йорк Таймс" - он остался в полном недоумении: музыка и исполнительская манера певца показались ему примитивными, а энергетика аффектированной".

Но скажите, кто кроме гения, за четверть века до гибели "Курска", смог бы так сказать: "Наш путь не отмечен. Нам нечем... Нам нечем!..Но помните нас!"? И далее по тексту. Все недоноски, которым не нравится Высоцкий, в этом месте пусть подавятся. Для жизни они не нужны.

После смерти Высоцкого прошел почти год. Вышел сборник "Нерв" тиражом 25 тысяч экземпляров – это на самую читающую страну в мире! Читайте, завидуйте!

Биограф Высоцкого, автор четвертого издания в серии ЖЗЛ, тезка поэта Новиков пишет: «В истории отечественного книгоиздания выход «Нерва» сравнить не с чем». Высоцкого порой сравнивают с Пушкиным. Любое сравнение коряво. Тем более одного гения с другим. Но есть сходство – оба НЕ ПЕРЕВОДИМЫ ни на какой другой язык. Если к Высоцкому «могут быть» претензии, что он чересчур советский, то Пушкина в этом обвинить может лишь чудак на букву «М». Настоящего гения может передать лишь другой гений. Примеры есть.

Когда вышел первый (!) сборник Высоцкого на этом свете существовали еще и Брежнев, и главный идеолог Кремля – товарищ Суслов. Это их предшественник Сталин еще мог себе позволить поинтересоваться современной литературой. Наследники или последыши оказались - как всегда - там, где им и место… Добрейший Ильич баловался в свое время не изучением наследия другого Ильича, а был силен лишь по женской и водочной части. Андреич слыл воплощением догмы и истинного марксизма. Некоторых вспоминают не в связи с кем-то или с чем-то – просто «музыка навеяла».

«Не скажу про живых, а покойников мы бережем». «Они любить умеют только мертвых». И какая «ученая» гнида скажет, какие строфы тут Высоцкого, а какие принадлежат самому Пушкину? Дело вовсе не в любви к высокой поэзии, как вы понимаете. Это тенденция, понимаэшь…

Тень ЕБН тут ни при чем. Визбор умер в 1984 году – первый сборник его стихов и песен появился лишь через два года. Составителем «Нерва» выступил Роберт Рождественский. Автор стихов, под которые с московского стадиона улетал Олимпийский Мишка. Как всегда пел Лева. Мишка улетал в безоблачное небо, а Лева ревел на весь стадион. В тот високосный год и в то же проклятое лето умер и Джо Дассен. «И в 42 закончил петь и Пресли, и Дассен», напишет тогда же Валя Гафт. Это был крик всей страны: Высоцкий умер?! В плохое никогда не верится.

В тот 80-й год погибнет от пули и другой кумир – Джон Леннон. Неважно от пули или, по-русски, от водки.

Рождественский с нерусским именем Роберт был «советским, слишком советским». Таким же осталось и его предисловие к «Нерву». А томик стихов, как тогда было, очень быстро попал в разряд книжного дефицита.

Бунтарский дух поэзии Высоцкого кастраты до сих пор и на дух не переносят. Не мил им гениальный поэт не тем, «что грешил, что не к сроку свечу затушил» (Булат Окуджава), а тем, что оказался Талантливее, Гениальнее, Мудрее. «На слово «длинношеее» в конце пришлось три «Е». Не обойтись нам никак без цитат Володи. Должен был такой Поэт родиться на Руси. Он и родился.

Сегодня в рубрике Культура

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *