Что ожидать от снижения НДС?

Возможное снижение ставки НДС до 12% с нынешних 18% имеет больше плюсов, чем минусов, свидетельствует доклад экспертов консультационной компании "Экономакс", которые по заказу Минэкономразвития РФ подсчитали эффект от снижения этого налога. За снижение базовой ставки НДС с отменой льготной ставки в 10% для социально-значимых товаров выступает Минэкономразвития, которое полемизирует по этому вопросу с Минфином. "Мы получили доклад, мы довольны работой - нам она кажется очень содержательной", - сообщил журналистам замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. Он напомнил, что к 1 августа министерства должны представить согласованные предложения по НДС премьер-министру Владимиру Путину. "Мы будем использовать эти цифры при докладе председателю правительства", - сказал Воскресенский.

К прямым эффектам, связанным со снижением НДС, авторы доклада относят увеличение налоговой базы по другим налогам (на прибыль, единого социального и подоходного налогов) в результате роста свободных средств предприятий. Кроме того, для компенсации выпадающих доходов бюджета предполагается повышение ставок акцизов, которое в свою очередь сократит поступления от налога на прибыль (уплата акцизов учитывается при налогообложении прибыли). Кроме того, получив больше средств, предприятия направят их на инвестиции и, соответственно, увеличат амортизационные отчисления, что также сократит налог на прибыль. Косвенный эффект от снижения НДС проявится в росте экономики и сопутствующем росте налоговых отчислений, говорится в докладе. Снижение ставки НДС даст ВВП дополнительный рост в 0,6-0,7 процентных пункта за первые три года после снижения, подсчитали эксперты.

Заказ на расчеты был получен весной текущего года, когда предполагалось снижение ставки НДС с 2009 года, поэтому расчеты проводились в условиях 2009 года и далее, рассказал журналистам один из авторов доклада, эксперт "Экономакс" Павел Азгальдов. По оценкам авторов, для всей бюджетной системы РФ выпадающие доходы по НДС в результате снижения ставки до 12% составят в условиях 2009 года 896 миллиардов рублей (о таких же цифрах говорил и Минфин), 2010 года - 1,089 триллиона рублей, 2011 года - 1,261 триллиона рублей, а в 2012 году - 1,423 триллиона рублей. Выпадение доходов от налога на прибыль (из-за роста амортизационных отчислений) с 6 миллиардов рублей в 2009 году увеличивается до 59 миллиардов рублей в 2012 году, подсчитали эксперты. В соответствии с докладом, рост налоговой базы по другим налогам в 2009 году оценивается на уровне 243 миллиарда рублей и постепенно доходит до 386 миллиардов рублей в 2012 году. Косвенный эффект от снижения НДС оценивается в 106 миллиардов рублей в 2009 году с ростом до 148 миллиардов рублей в 2012 году. Таким образом, результирующим показателем (сложение выпадающих и компенсирующих доходов) является выпадение доходов на уровне 1,1% ВВП в 2009 году, 1,2% ВВП в 2010 году, 1,3% ВВП в 2011 и 2012 годах, говорится в докладе. Эти цифры согласованы с экспертами, которые готовят расчеты для Минфина, указывают авторы доклада.

Однако эти цифры не учитывают наличия компенсирующих доходов из-за роста собираемости НДС и повышения поступлений от акцизов, уточняется в докладе. Между тем, если учесть эти факторы, то выпадающие доходы становятся еще меньше. Так, если предположить, что "величина акцизов увеличивается пропорционально снижению ставки НДС в предположении постоянных потребительских цен", то выпадение доходов оценивается уже в 0,8% ВВП в 2009 году с постепенным увеличением до 1,0% ВВП в 2012 году. А если предположить, что рост собираемости НДС вырастет с нынешних 66% до 78% к 2012 году, то с 0,6% ВВП в 2009 году выпадение доходов к 2012 году сократится до нуля. Повышение собираемости реально: снижение ставки снизит привлекательность экспортных налоговых схем и приведет к легализации, считают эксперты. В случае, если собираемость будет расти медленнее, чем ожидается, то на нулевой уровень выпадающих доходов Россия выйдет не через 4 года, а через 5-7 лет, полагают авторы. Отдельно в докладе просчитывается влияние снижения ставки НДС для федерального бюджета. По мнению экспертов, чтобы сбалансировать бюджет, можно или увеличить траты от нефтегазового сектора, или нарастить внутренние заимствования, или замедлить темпы госраходов, или же более эффективно управлять остатками средств бюджета.

По данным авторов доклада, сейчас собираемость НДС не превышает 66-67%, а реальная эффективная ставка составляет 11,4%. В отношении налога существует проблема незаконного возмещения, отмечается в документе. "По некоторым оценкам, в последние годы незаконно возмещается из бюджета от 50 до 100 миллиардов рублей каждый год", - говорится в нем, причем авторы полагают, что к махинациям с НДС приводит не только незаконное возмещение, но и наличие льготной ставки в 10%. Унификация ставки на уровне 12% будет позитивна для экономики: наличие единой ставки упростит налоговую систему и улучшит собираемость НДС, уверены эксперты. Они также ссылаются на опрос бизнесменов, проведенный общественной организацией "Деловая Россия". Из 703 респондентов 51% пообещали экономию от снижения базовой ставки НДС направить на реконструкцию и техперевооружение производства, 32% - на инвестиции в основной капитал.

По мнению авторов, предприятия активизируют инвестпроекты, которые не осуществляли или откладывали из-за высокой ставки налога. Эксперты признают, что для социально-значимых товаров унификация ставки на уровне 12% станет повышением НДС, но уверены, что снижение ставки вместе с улучшением администрирования "даст мощный сигнал бизнесу с точки зрения поощрения платежной дисциплины" и придаст стимул для легализации малого и среднего предпринимательства. "Мы считаем, что положительные эффекты (от унификации ставки) будут больше, чем негативные", - заявил в свою очередь журналистам заместитель руководителя комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков. Об этом передает РИА Новости .

Обсудить