Болтливый сотрудник – находка для работодателя!

Американские специалисты недавно пришли к давно проверенному в нашей стране мнению: о том, что сплоченные коллективы, в которых люди часто общаются друг с другом, обеспечивают большую производительность труда, чем те, в которых люди более изолированы.

Впрочем, чтобы понять, какие взаимоотношения на рабочем месте наиболее полезны для дела, были предприняты чисто американские методы. В течение длительного периода специально нанятые люди шпионили за сотрудниками. Для этого их, во-первых, снабдили бейджиками, а во-вторых, перлюстрировали сообщения, переданные с помощью электронной почты и «аськи».

В течение месяца исследователи собирали сведения по времяпрепровождению – и в частности, беседам. К тому же, они детально оценили количество и качество работы, проделанной каждым из испытуемых, которые, в свою очередь занимались на работе конструированием серверов.

Разобравшись в 911 заданиях, сделанных 23 работниками, ученые обнаружили, что лучшие работники тратят массу времени на общение с коллегами. Они вместе пьют чай или останавливаются поболтать у кого-нибудь столика. Как это ни странно, более общительные сотрудники были на 60 процентов более продуктивными, чем их «вечно занятые» коллеги. И это притом, что общались они, как правило, совсем не с теми людьми, с которыми были связаны по работе. Они обменивались идеями, обсуждали что-то или кого-то – и в таких беседах черпали вдохновение.

Конечно, хороших работников отличает отнюдь не беспрерывная болтовня. Ученые заметили, что эффективность работы общительных людей возрастает лишь в том случае, если у него в данный момент нет срочных заданий. Если же они есть, то даже попытка попросить помощи способна серьезно отвлечь человека и в конечном счете помешать ему вовремя сделать дело.

Самые продуктивные работники, кажется, интуитивно знают, когда надо говорить, а когда «уйти в себя». По мнению исследователей, такая приспособленность к работе в коллективе связана с определенной гибкостью.

Эти исследования могут быть полезными не только для самих работников, но и менеджеров. Слишком часто они требуют, чтобы в офисах царила железная дисциплина и гробовая тишина. И не знают, что такие условия снижают производительность труда.

Однако есть места работы, в которых частые беседы действительно неуместны. По словам исследователей, постоянное общение хорошо в тех случаях, когда люди по долгу службы должны постоянно делиться сведениями. Это относится к многим видам творческой деятельности – и в том числе – науке, программированию и журналистики. Однако то же самое не очень хорошо подходит для маркетинга и торговли, поскольку там гораздо важнее связь работников не между собой, а с внешним миром, и в частности – клиентами и партнерами.

По словам исследователей, руководство компании, в которой было проведено исследование, было изумлено результатами. Теперь они будут использовать сделанные учеными наблюдения в своей рекрутинговой политике и, что самое любопытное – создадут специальные тренинги. Это значит, что они будут специально учить своих молчаливых сотрудников сплетничать. А возможно, через несколько лет даже выпустят книгу «Как научиться болтать за работой».